Организация образовательного процесса в 2025/2026 учебном году
Организация работы библиотек в 2025/2026 учебном году

- НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- РУССКИЙ ЯЗЫК
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- МАТЕМАТИКА
- ИНФОРМАТИКА
- ЧЕЛОВЕК И МИР
- ГЕОГРАФИЯ
- БИОЛОГИЯ
- ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
- ХИМИЯ
- БЕЛАРУСКАЯ МОВА
- БЕЛАРУСКАЯ ЛIТАРАТУРА
- ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
- ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
- ФИЗИКА
- АСТРОНОМИЯ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
- ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)
- ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД)

- БИБЛИОТЕКАРЮ
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- I СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- II И III СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
- ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2014
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 2-2014"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2014 год
2015
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 1-2015"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 2-2015"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 3-2015"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 4-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 1-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 2-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 3-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 4-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 5-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 6-2015"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 7-2015"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2015 год
2016
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 1-2016"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 2-2016"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 3-2016"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 4-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 1-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 2-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 3-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 4-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 5-2016"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 6-2016"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2016 год
2017
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 1-2017"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 2-2017"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 3-2017"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 4-2017"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 1-2017"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 2-2017"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК 3-2017"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2017 год
2018
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 1-2018"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 1-2018"
Информационно-методический бюллетень_тематическое приложение "ПОИСК_БИБЛИОВЕСТНИК 2-2018"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2018 год
2019
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 1-2019"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 2-2019"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 3-2019"
Информационно-методический бюллетень "ПОИСК 4-2019"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2019 год

- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ, УЧИТЕЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
- ВІРТУАЛЬНЫ МЕТАДЫЧНЫ КАБІНЕТ НАСТАЎНІКАЎ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ І ЛІТАРАТУРЫ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА (ОМХК)


В данном разделе будут приведены ответы на часто задаваемые вопросы, которые получают методисты института.
Ответ: В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 "Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования" в п. 14 определен порядок проведения промежуточной аттестации по наличию не менее трех отметок, в том числе не менее одной за выполнение учащимися заданий в письменной или практической форме. В связи с этим выполнение контрольной работы в иной срок не требуется. Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.
Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Костянко Александра Борисовна.
Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Шарай Инна Ивановна.
Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.
Отвечает начальник учебно-методического управления Укроженко Татьяна Степановна.
Отвечает начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пикулик Валентина Владимировна.
Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Отвечает Сулим Наталья Владимировна, методист Центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества
Для подтверждения персонального участия педагогического работника требуется приложить приказ руководителя образовательной организации о составе участников рабочей группы по подготовке к указанному мероприятию, за которое получена награда. Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Министерство образования акцентирует внимание, что законодательством в сфере образования определен порядок приема в профильные классы (группы) профессиональной направленности и особенности их функционирования.
Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и экспертной деятельности Пашкевич Алла Арсентьевна
Отвечает Боровик Надежде Эдвардовна, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и экспертной деятельности.
Отвечаем на вопросы, возникшие в ходе вебинара областного методического объединения учителей истории, обществоведения и учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»
На какие актуальные вопросы при преподавании учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования необходимо обратить внимание?
Необходимо ли учащимся выполнять контрольную работу в иной срок, если они отсутствовали на занятии во время ее проведения по установленному графику?
В новом издании от 07.07.2022г. "Методических рекомендациях по формированию культуры культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" прописано, что контрольная работа должна быть с дополнительным заданием. Скажите, пожалуйста, каков принцип отличия контрольного диктанта с дополнительным заданием от ранее прописанного - контрольного диктанта с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования?
Уважаемые коллеги! Да, в прошлом документе "Методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" одним из видов обязательных контрольных работ по русскому и белорусскому языкам был контрольный диктант с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования. Грамматические задания обеспечивали контроль сформированности грамматических навыков, освоенных учащимися на занятиях по русскому и белорусскому языках.
В новом документе, в приложении 3, в качестве контрольной работы по русскому и белорусскому языкам предложен контрольный диктант с дополнительным заданием.
Контрольный диктант с дополнительным заданием - комплексная работа, состоящая из диктанта и трех дополнительных заданий.В дополнительное задание контрольной работы можно включить материал, позволяющий проверить не только грамматические , но и фонетические, лексические и орфоэпические умения и навыки на соответствие требованиям учебных программ к результатам учебной деятельности по русскому и белорусскому языкам.
Дополнительное задание предлагается составлять из трех частей. Учитель выбирает дополнительное задание с учетом уровня предшествующей подготовки своего класса: задания по содержанию, форме, количеству слов должны в полной мере соответствовать возрастным возможностям учащихся.Как правильно написать название учреждения образования при оформлении обложки рабочей тетради по иностранному языку?
Согласно "Методическим рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования", на обложке тетради записывается сокращенное название учреждение образования в соответствии с уставом этого учреждения образования. Допускается записывать название ГУО в 2 строки (Глава 4, пп. 17,18). Примеры оформления обложки тетради приведены в приложении 1 "Методических рекомендаций..." на с.16.Может ли воспитатель дошкольного образования при утреннем приеме самостоятельно отстранить воспитанника от пребывания в группе при обнаружении признаков заболеваемости?
Согласно Правилам безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования РБ 03.08.2022 №227, п.15), педагогический работник при приеме обучающегося в учреждение дошкольного образования должен опросить законных представителей о самочувствии ребёнка, самостоятельно осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в УДО.З 2021/2022 навучальнага года ва ўстановах адукацыі з беларускай мовай навучання ўводзіцца новы вучэбна - метадычны комплекс па навучанню грамаце для 1 класа «БУКВАР» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. Мяне цікавіць, дзе можна азнаёміцца з метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пісьмо 1» «Пропісь 2», «Пісьмо»?
Паважаныя калегі! З метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пропісь 1», «Пропісь 2», «Пісьмо» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. для 1 класа устаноў адукацыі з беларускай мовай навучання можна на нацыянальным адукацыйным партале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы. Таксама метадычныя распрацоўкі вучэбных заняткаў па прадмеце «Навучэнне грамаце» размешчаны ў часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» з №4 2021 года.Могут ли педагоги УПТО и УССО Витебской области проходить повышение квалификации в Витебском областном институте развития образования?
В Витебском областном институте развития образования могут проходить педагоги-предметники, работающие в УПТО и УССО.Для учащихся каких классов могут быть организованы факультативные занятия в субботу?
Согласно приказу №21 от 19.01.2017 «О совершенствовании организации шестого школьного дня» в субботу могут быть организованы факультативные занятия для учащихся 9-11 классов.На основании какого нормативного документа учителю-логопеду организовывать коррекционные занятия в условиях вспомогательной школы? Необходимо ли организовать пункт коррекционно-педагогической помощи либо кабинет логопедической работы?
В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №94 «Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь», главе 5 «Особенности организации образовательного процесса во вспомогательной школе (школе-интернате)», пункте 43 отмечается: «Во вспомогательной школе учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом). Для оказания логопедической помощи учащиеся объединяются в группы».
В соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования и типовыми штатами и нормативами численности работников специальных общеобразовательных школ-интернатов и вспомогательных школ-интернатов (Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22) во вспомогательных школах (школах-интернатах) для оказания логопедической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью вводится 1 штатная единица учителя-дефектолога.
На логопедические занятия в первую очередь зачисляются дети, у которых в рекомендациях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации указано «Занятия по развитию речи».
Организация пункта коррекционно-педагогической помощи на базе вспомогательной школы (школы-интерната) является невозможным, так как он является структурным подразделением учреждений дошкольного и общего среднего образования и открывается для лиц, осваивающих содержание дошкольного или общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131).
Понятия «кабинет логопедической работы» нет в Кодексе об образовании Республики Беларусь.
Отсюда следует, деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) вспомогательной школы (школы-интерната) основывается на тарификации учреждения специального образования, согласно которой осуществляется зачисление необходимого количества лиц с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения речи, и составление расписания коррекционных занятий с ними с учетом специфических санитарно-эпидемиологических требований к их продолжительности (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).Подскажите, пожалуйста, где можно узнать результаты конкурса «IДЭЯ», который проходил в 2021 году?
Результаты конкурса представлены на сайте института на странице конкурса (Главная — Деятельность — Организационно-методическая деятельность — Конкурсы. Олимпиады. Выставки — Конкурсы — Конкурс «ІДЭЯ» (Інтэлектуальны Дасведчаны Эфектыўны Я-педагог).Если документы об участии (победе) в конкурсе получены на имя образовательной организации, как педагогическому работнику подтвердить персональное участие?
Каким образом составить календарно-тематическое планирование по учебным предметам, если отсутствуют учебные программы 2 отделения для организации обучения на дому в 5-9 классах по предметам «Человек и мир», «Предметно-практическая деятельность», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание»?
Отдельных учебных программ для обучения на дому не разрабатывалось и их разработка не планируется. Опираясь на данные уровня актуального развития ребенка с ОПФР, учитывая возможности его психофизического развития, можно ориентироваться на программы второго отделения вспомогательной школы «Человек и мир VII-IX классы» (Минск, НИО, 2006 г.), «Предметно-практическая деятельность I−IV классы» (Минск, НИО, 2017 г.), «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание I−IV классы» (Минск, НИО, 2010 г.), которые можно найти на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://asabliva.by.Кто должен реализовывать образовательную область «Адаптивная физическая культура» в дошкольных группах ЦКРОиР при отсутствии в штатном расписании учреждения образования специалиста — инструктора по физическому воспитанию?
Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь 24.11.2017 № 144, типовые штаты государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предусматривают введение инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.
В Главе 5, пункте 30 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233) содержится следующая информация:
«Учебные занятия по образовательной области «Адаптивная физкультура» проводятся руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель».Какие профильные классы(группы) правомочно создавать в 2023/2024 учебном году?
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2024 № 197 в учреждениях общего среднего образования в рамках профильного обучения установлен перечень профильных классов. Это классы педагогической, аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности.
Подробнее в письме: Разъяснения по письму.Какие изменения ожидают учителей начальных классов при преподавании учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в 2025/2026 учебном году?
Типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23.04.2025 № 75, на учебный предмет «Физическая культура и здоровье» предусмотрено 3 часа в неделю, в специальных медицинских группах – 2 часа в неделю.
К началу 2025/2026 учебного года в учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» внесены следующие изменения и дополнения:
теоретический и практический материал инвариантного компонента учебной программы представлен разделом «Основы знаний и основы видов спорта»;
теоретический материал скорректирован, исключены темы, которые включены в содержание учебных программ по иным учебным предметам; теоретический материал изучается на учебных занятиях одновременно с освоением практического материала, без выделения отдельных часов в программе;
во всех классах скорректировано количество часов, выделяемое на изучение определенных тем инвариантного компонента;
скорректирован раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» с учетом внесенных изменений в содержание тем учебной программы;
для I–IV классов в разделы «Инвариантный компонент» и «Вариативный компонент» включена тема «Баскетбол» (III–IV классы); в «Вариативный компонент» включены темы «Легкая атлетика» и «Лыжные гонки», скорректировано содержание темы «Плавание».
При организации физического воспитания обучающихся в учреждении образования следует руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»;
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.05.2022 № 44 «Об утверждении санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации бассейнов, аквапарков, объектов по оказанию бытовых услуг бань, саун и душевых, СПА-объектов, физкультурно-спортивных сооружений»;
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»;
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры»;
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2014 № 49 «Об установлении перечня медицинских противопоказаний к занятию видами спорта»;
постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.08.2018 № 60 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
Как в рамках урока совместить требование четко следовать утвержденной учебной программе и новому учебнику с необходимостью формировать у учащихся критическое мышление и работать с историческими источниками, которые иногда могут содержать противоречивую или многозначную информацию?
Это действительно ключевой вопрос современного исторического образования. Позволю себе предложить методику, основанную на принципе «сначала навык, потом вывод», которая позволяет оставаться в рамках программы и при этом развивать критическое мышление.
1. Четкое разделение этапов урока:
Этап 1: Работа с источником (аналитический). На этом этапе вы действуете как фасилитатор. Дайте ученикам источник (текст, карту, фото, карикатуру) и поставьте перед ними чисто аналитические задачи:
«Определите автора, время и цель создания документа».
«Выделите в тексте ключевые факты, а затем отдельно — оценочные суждения автора».
«Какие символы/детали вы видите на плакате и что они, по вашему мнению, означают?»
«Сравните два источника: в чем они совпадают, а в чем противоречат друг другу?»
Этап 2: Формулирование вывода (содержательный). После того как ученики самостоятельно или в группах проанализировали источник, вы возвращаете их к материалу учебника и программе.
«Как выводы, которые мы сделали, соотносятся с точкой зрения, представленной в учебнике?»
«Как на основе фактов, которые мы обнаружили, мы можем объяснить причину того или иного события, описанного в параграфе?»
2. Прием «Легитимизация через учебник»:
После анализа сложного источника всегда делайте явный переход к тексту учебника. Спросите:
«Какие из обнаруженных нами фактов нашли отражение в параграфе?»
«Почему, по вашему мнению, авторы учебника сфокусировались именно на этих аспектах?» (Этот вопрос сам по себе учит критическому осмыслению не только источника, но и самого учебника как интерпретации истории).
3. Акцент на многоаспектность причинно-следственных связей:
Учебник часто дает лаконичные формулировки причин и следствий. Ваша задача — показать, что это — «свернутая» версия сложных процессов.
Пример: учебник пишет: «Присоединение западных земель Беларуси к БССР в 1939 году ускорило процесс советизации».
Ваши действия: дайте учащимся для анализа два-три коротких источника: выдержку из газеты того времени, воспоминания местного жителя и статистику по открытию школ. Спросите: «Проанализируйте, в чем конкретно проявлялась эта советизация по этим документам? Какие были положительные и отрицательные стороны этих процессов для разных групп населения?»
Итог: вы не оспариваете тезис учебника, а наполняете его конкретикой и человеческим измерением, что и является высшим пилотажем критического мышления.
4. Работа с «трудными» вопросами:
Если источник явно противоречит официальной трактовке, не игнорируйте это противоречие. Переведите разговор в плоскость анализа авторской позиции и контекста:
«Почему автор, современник тех событий, мог придерживаться такой точки зрения? Каков был его личный опыт? На кого был рассчитан этот документ?»
«Какой другой точки зрения на это событие мы придерживаемся сегодня и с чем связана эта эволюция взглядов?»
Ключевой вывод: вы не отступаете от программы. Вы используете ее как каркас, а работу с источниками — как инструмент для более глубокого, осознанного и доказательного усвоения материала, предписанного этой самой программой. Ваша цель — не поставить под сомнение официальную трактовку, а научить обучающихся понимать, как она сформирована на основе исторических фактов и их интерпретации.
Таким образом, вы из простого транслятора знаний превращаетесь в проводника, который учит детей самостоятельно мыслить в рамках заданного поля, что и является главной задачей современного образования.