Экспериментальная деятельность

Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276), экспериментальная деятельность представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования посредством реализации экспериментального проекта.

Автор экспериментального проекта является его научным руководителем, обеспечивающим руководство реализацией эксперимента в тех учреждениях образования, которые утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь.

Общее руководство экспериментальной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает Академия образования.

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное сопровождение экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Витебской области.

Нормативные правовые документы, регламентирующие экспериментальную деятельность в сфере образования 

Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности


 

Экспериментальные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2023/2024 учебном году

№ п/п

Тема экспериментального проекта

Сроки реализации

1.

Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности

2021-2024

2.

Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

2022-2024

3

Апробация модели формирования поликультурной личности обучающихся посредством обучения второму иностранному языку на отметочном уровне на II ступени общего среднего образования

2020-2024

4

Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ в условиях обновленного содержания допрофильной подготовки и профильного обучения

2020-2024

5

Апробация моделей управления качеством образования в учреждениях общего среднего образования

2022-2026

6

Апробация учебной программы и учебного пособия «История Беларуси в контексте всемирной истории» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

2023-2024

7

Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования

2020-2025

8

Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования

2022-2024

9

Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования

2023-2024

10

Апробация содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования

2023-2024

Разработчиками и руководителями экспериментальных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.4).

 

Организация экспериментальной деятельности


п/п

Содержание мероприятий

Сроки

проведения

Ответственные

1.     

Разработка экспериментального проекта

до 25 марта

разработчики и руководители экспериментальных проектов

2.     

Представление экспериментального проекта для предварительного рассмотрения в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности

до 30 марта

руководители

экспериментальных проектов

3.     

Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

не позднее 5 апреля

руководители учреждений образования

4.     

Оценка готовности учреждения образования к осуществлению экспериментальной деятельности по проекту

5-10 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

5.     

Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности в Витебский областной институт развития образования

не позднее 10 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

6.     

Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности в Академию образования

не позднее 20 апреля

Витебский областной институт развития образования

7.     

Представление экспериментального проекта в Академию образования

не позднее 20 апреля

руководители

экспериментальных проектов

8.     

Экспертиза экспериментальных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих экспериментальную деятельность

не позднее

25 мая

Академия образования

9.     

Заседание экспертного совета (утверждение названий экспериментальных проектов, руководителей экспериментальных проектов, сроков экспериментальной деятельности; решения о продлении сроков, досрочном прекращении эксперимента, об изменении состава участников эксперимента)

не позднее

1 июня

Академия образования

10.  

Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году экспериментальную деятельность

не позднее

5 июня

Академия образования

11.  

Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году экспериментальная деятельность

июнь-июль

Министерство образования Республики Беларусь

12.  

Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение экспериментальной деятельности

не позднее

1 сентября

главное управление по образованию Витебского облисполкома;

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

экспериментальная деятельность

13.  

Организация и проведение экспериментальной деятельности в учреждениях образования в соответствии с экспериментальным проектом и программой экспериментальной деятельности

сентябрь-март

руководители учреждений

образования,

руководители

экспериментальных проектов

14.  

Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом экспериментальной деятельности в учреждениях образования

сентябрь-март

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; руководитель

экспериментального проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

экспериментальная деятельность

15.  

Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам экспериментальной деятельности (по мере необходимости)

сентябрь-март

Академия образования;

Витебский областной институт развития образования

16.  

Представление руководителю экспериментального проекта справки (отчета) по результатам реализации экспериментального проекта

до 15 апреля

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

экспериментальная деятельность

17.  

Представление справки (отчета) по результатам реализации экспериментального проекта в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, Витебский областной институт развития образования (после согласования с руководителем проекта)

до 1 мая

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

экспериментальная деятельность

18.  

Представление в Академию образования отчета о результатах экспериментальной деятельности:

- промежуточный отчет

- итоговый отчет

 

 

 

до 1 мая

до 20 мая

руководитель

экспериментального проекта

19.  

Подготовка методических рекомендаций по внедрению результатов завершившегося эксперимента в массовую образовательную практику

до 1 августа

руководитель

экспериментального проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

экспериментальная деятельность

20.  

Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов эксперимента в массовую практику (с приглашением руководителей проектов)

в течение года

Витебский областной институт развития образования

Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению экспериментальной деятельности размещены на сайте Академии образования.