Инновационная деятельность
Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276), инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта.
Общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает государственное учреждение образования «Академия образования».
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых Витебской области.
Витебский областной институт развития образования, начиная с середины 90-х годов, рассматривает организацию инновационной деятельности как важнейший компонент системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
Задачи института в современных условиях заключаются в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности учреждений образования региона. Реализация новшеств предполагает творческое взаимодействие специалистов органов управления по образованию, руководителей всех уровней, педагогов, психологов, учащихся, родителей, спонсоров, ученых, консультантов из различных учреждений высшего образования всей республики, преподавателей кафедр, методистов высшей категории институтов развития образования, экспертов и др.
Главная цель инновационной деятельности – обеспечение развития региональной инновационной системы на основе комплекса организационных и правовых мер, направленных на регулирование инновационной работы и реализацию приоритетных направлений национальной инновационной политики в сфере образования.
Главная функция инновационной деятельности – это качественное изменение системных компонентов образовательного процесса – это новые состояния образовательного процесса, которые формируются при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Следовательно, инновационная деятельность – это всегда процесс перехода системы из одного состояния в другое более качественное на основе внедрения инноваций. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии учреждения образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Сегодня инновационное образование в Витебской области формируется совместными усилиями консультантов республиканских проектов из учреждений высшего образования всей республики, методистов, руководителей педагогических коллективов учреждений образования при непосредственной координации деятельности АО-ИРО-УМК-УО.
Система управления инновационной деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом
Нормативные правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность в сфере образования
Методические рекомендации по организации инновационной деятельности
Инновационные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2024/2025 учебном году
Наименование инновационных проектов |
Сроки реализации |
Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста |
2020-2025 |
Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта |
2021-2025 |
Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель |
2022-2025 |
Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся |
2022-2025 |
Внедрение модели формирования функциональной грамотности обучающихся в сфере туризма и краеведения |
2022-2025 |
Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся |
2022-2025 |
Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся в открытом образовательном пространстве учреждения образования |
2022-2027 |
Внедрение модели республиканского методического кластера в систему сопровождения гражданского-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи |
2023-2025 |
Внедрение модели использования драматизации как средства духовно-нравственного развития учащихся (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка») |
2023-2026 |
Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования |
2023-2026 |
Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение |
2023-2026 |
Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса |
2023-2026 |
Внедрение методики формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе использования сенсорной интеграции |
2024-2026 |
Внедрение модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования |
2024-2026 |
Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учетом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса |
2024-2027 |
Внедрение модели формирования культуры здорового образа жизни, социально безопасного и ответственного поведения учащихся в современном образовательном пространстве |
2024-2027 |
Внедрение модели формирования толерантного детского сообщества через организацию художественно-творческой деятельности, основанной на традициях и ценностях |
2024-2027 |
Внедрение модели эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы повышения качества образования при реализации образовательных стандартов |
2024-2027 |
Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования |
2024-2027 |
Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования |
2024-2029 |
Для участия в инновационной деятельности необходимо разработать проект. Разработчиками и консультантами инновационных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.4).
Организация инновационной деятельности в учреждении образования
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Разработка инновационного проекта |
до 1 апреля |
разработчики и консультанты инновационных проектов |
2. |
Подача заявок на участие в инновационной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
не позднее 5 апреля |
руководители учреждений образования |
3. |
Оценка готовности учреждения образования к осуществлению инновационной деятельности по проекту |
5-10 апреля |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
4. |
Подача обобщенной заявки на участие в инновационной деятельности в Витебский областной институт развития образования |
не позднее 15 апреля |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
5. |
Подача заявок на участие в инновационной деятельности, инновационных проектов в ГУО «Академия образования» |
до 20 апреля |
Витебский областной институт развития образования |
6. |
Экспертиза инновационных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность |
не позднее 25 мая |
Академия образования |
7. |
Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационную деятельность |
не позднее 5 июня |
Академия образования |
8. |
Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность |
июнь-июль |
Министерство образования Республики Беларусь |
9. |
Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение инновационной деятельности |
не позднее 1 сентября |
главное управление по образованию Витебского облисполкома; отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность |
10. |
Организация и проведение инновационной деятельности в учреждениях образования в соответствии с инновационным проектом и программой инновационной деятельности |
сентябрь-март |
руководители учреждений образования, консультанты инновационных проектов |
11. |
Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом инновационной деятельности в учреждениях образования |
сентябрь-март |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; консультант инновационного проекта; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность |
12. |
Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам инновационной деятельности (по мере необходимости) |
сентябрь-март |
Академия образования; Витебский областной институт развития образования |
13. |
Представление справки (отчета) по промежуточным (итоговым) результатам реализации инновационного проекта в Витебский областной институт развития образования (после согласования с консультантом проекта) |
до 10 мая |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность |
14. |
Представление в Академию образования отчета о результатах инновационной деятельности: - промежуточный отчет - итоговый отчет |
до 15 мая |
Витебский областной институт развития образования |
15. |
Подготовка информационно-аналитических, методических, дидактических и иных материалов по внедрению результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательный процесс |
до 1 декабря |
консультант инновационного проекта; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность |
16. |
Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику (с приглашением руководителей проектов) |
в течение года |
Витебский областной институт развития образования |
Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению инновационной деятельности размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия образования».