Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Сроки реализации: 2020–2023 годы.

Руководитель проекта: Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Консультанты проекта:

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования».

Кивлюк Людмила Анатольевна, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования».

Крутовцова Наталья Анатольевна, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

Михалевич Елена Францевна, начальник управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Учреждения образования Витебской области, на базе которых реализуется данный проект:

  • государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Витебска»;
  • государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Новополоцка»;
  • государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г.Чашники»;
  • государственное учреждение дополнительного образования «Ушачский районный центр детей и молодёжи»;
  • государственное учреждение образования «Средняя школа №30 г. Витебска».

Суть проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг.

Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в следующих законодательных документах Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (ст. 36), Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 26), Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (ст. 3, 6, 12, 19, 20), Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18, 31), Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (ст. 4; гл. 2 (ст. 7—12); гл. 3).

Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.

Ожидаемые результаты

При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся. Ожидается осуществление успешного процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Планируется апробация и внедрение системы эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Реализация инновационного проекта направлена на содействие:

  • практическому решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
  • внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
  • воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности  обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
  • повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Структура и содержание внедряемой инновационной модели по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Консультацию по внедрению модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений можно получить в управлении воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования, у консультанта проекта Крутовцовой Натальи Анатольевны, кабинет 211, или по телефону: 8 (0212) 63-61-81.

Участники республиканского инновационного проекта поделились своими достижениями и обсудили перспективы (семинар 17.06.2021)

Развивать коммуникативную компетентность обучающихся (семинар 20.05.2022)


Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных организаций: из опыта работы специалистов учреждений образования Витебской области (.docx)

 

Обобщение опыта творческих площадок (архив .rar)