Издательская деятельность.

2013

Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2013 год

2014

АНОНС ПОИСК 1-2014
АНОНС ПОИСК 2-2014
АНОНС ПОИСК 3-2014
АНОНС ПОИСК 4-2014
АНОНС тематическое приложение ПОИСК 1-2014 "Урок - событие, урок - открытие": материалы педагогической панорамы ГУО "Гимназия №1 г.Витебска"
АНОНС тематическое приложение ПОИСК - Библиовестник 2-2014
АНОНС тематическое приложение ПОИСК 3-2014 Современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров
АНОНС тематическое приложение ПОИСК- Библиовестник 4-2014 Современные формы работы библиотеки как средство формирования социально активной личности: из опыта работы библиотек учреждений общего среднего образования Верхнедвинского и Россонского районов
АНОНС тематическое приложение ПОИСК 5-2014 Актуальные направления развития дошкольного образования
АНОНС тематическое приложение ПОИСК 6-2014 Содержательно-методические аспекты организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2014 год

2015

АНОНС Поиск 1-2015
АНОНС Поиск 2-2015
АНОНС Поиск 3-2015
АНОНС Поиск 4-2015
АНОНС тематическое приложение 1-2015 Реализация межкультурных проектов как средство развития межкультурной коммуникации
АНОНС Библиовестник 2-2015 Современная библиотечно-образовательная среда: проблемы, опыт, перспективы: из опыта работы библиотек учреждений общего среднего образования Дубровенского района
АНОНС тематическое приложение 3-2015 Преемственность дошкольного и общего среднего образования: организационный, содержательный и образовательный аспекты
АНОНС Библиовестник 4-2015
АНОНС тематическое приложение 5-2015 Менеджмент в образовании
АНОНС тематическое приложение №6 Непрерывное педагогическое образование: формирование личности профессионала
АНОНС тематическое приложение №7 Разработка теоретических и технологических основ формирования персонифицированной системы воспитания
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2015 год

2016

АНОНС Поиск 1-2016
АНОНС Поиск 2-2016
АНОНС Поиск 3-2016
АНОНС Поиск 4-2016
AНОНС тематическое приложение №1 (Библиовестник) Методическое объединение как организационная форма непрерывного профессионального образования школьных библиотекарей
АНОНС тематическое приложение 2-2016 Психологические аспекты функционирования современной системы образования
АНОНС тематическое приложение 3-2016 (Библиовестник) Школьная библиотека как центр познания, творчества и развития: из опыта работы библиотек учреждений общего среднего образования Лепельского района
АНОНС тематическое приложение 4-2016 Допрофильная подготовка и профильное обучение в современной школе
АНОНС тематическое приложение 5-2016 Организационные и методические аспекты повышения качества на первой ступени общего среднего образования
АНОНС тематическое приложение 6-2016 Современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2016 год

2017

АНОНС Поиск 1-2017
АНОНС Поиск 2-2017
АНОНС Поиск 3-2017
АНОНС Поиск 4-2017
АНОНС тематическое приложение 1-2017 (Библиовестник) Школьная библиотека: взаимосвязь традиций и инноваций (из опыта работы библиотек учреждений общего среднего образования Шумилинского района)
АНОНС тематическое приложение 2-2017 Музейная педагогика в формировании социального опыта обучающихся
АНОНС тематическое приложение 3-2017 Современные тенденции преподавания учебных предметов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2017 год

2018

АНОНС Поиск 1-2018
АНОНС тематическое приложение 1-2018 "Школьная библиотека: формирование духовно-нравственных ценностей личности"
АНОНС тематическое приложение 2-2018 "Современная школьная библиотека как центр личностного развития обучающихся"
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2018 год

2019

ПОИСК 1-2019
ПОИСК 2-2019
ПОИСК 3-2019
ПОИСК 4-2019
Аннотированный каталог издательской деятельности института за 2019 год

2020

ПОИСК 1-2020
ПОИСК 2-2020
ПОИСК 3-2020
ПОИСК 4-2020



  1. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
  3. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС
  4. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
  5. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
  6. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ, УЧИТЕЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  7. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
  8. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
  9. ВІРТУАЛЬНЫ МЕТАДЫЧНЫ КАБІНЕТ НАСТАЎНІКАЎ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ І ЛІТАРАТУРЫ
  10. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
  11. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ
  12. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
  13. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
  14. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
  15. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
  16. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
  17. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
  18. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
  19. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА (ОМХК)





В данном разделе будут приведены ответы на часто задаваемые вопросы, которые получают методисты института.

На какие актуальные вопросы при преподавании учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования необходимо обратить внимание?

Рекомендации по актуальным вопросам преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования

Необходимо ли учащимся выполнять контрольную работу в иной срок, если они отсутствовали на занятии во время ее проведения по установленному графику?

Ответ: В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 "Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования" в п. 14 определен порядок проведения промежуточной аттестации по наличию не менее трех отметок, в том числе не менее одной за выполнение учащимися заданий в письменной или практической форме. В связи с этим выполнение контрольной работы в иной срок не требуется.

В новом издании от 07.07.2022г. "Методических рекомендациях по формированию культуры культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" прописано, что контрольная работа должна быть с дополнительным заданием. Скажите, пожалуйста, каков принцип отличия контрольного диктанта с дополнительным заданием от ранее прописанного - контрольного диктанта с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.
Уважаемые коллеги! Да, в прошлом документе "Методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" одним из видов обязательных контрольных работ по русскому и белорусскому языкам был контрольный диктант с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования. Грамматические задания обеспечивали контроль сформированности грамматических навыков, освоенных учащимися на занятиях по русскому и белорусскому языках.
В новом документе, в приложении 3, в качестве контрольной работы по русскому и белорусскому языкам предложен контрольный диктант с дополнительным заданием.
Контрольный диктант с дополнительным заданием - комплексная работа, состоящая из диктанта и трех дополнительных заданий.В дополнительное задание контрольной работы можно включить материал, позволяющий проверить не только грамматические , но и фонетические, лексические и орфоэпические умения и навыки на соответствие требованиям учебных программ к результатам учебной деятельности по русскому и белорусскому языкам.
Дополнительное задание предлагается составлять из трех частей. Учитель выбирает дополнительное задание с учетом уровня предшествующей подготовки своего класса: задания по содержанию, форме, количеству слов должны в полной мере соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Как правильно написать название учреждения образования при оформлении обложки рабочей тетради по иностранному языку?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Костянко Александра Борисовна.
Согласно "Методическим рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования", на обложке тетради записывается сокращенное название учреждение образования в соответствии с уставом этого учреждения образования. Допускается записывать название ГУО в 2 строки (Глава 4, пп. 17,18). Примеры оформления обложки тетради приведены в приложении 1 "Методических рекомендаций..." на с.16.

Может ли воспитатель дошкольного образования при утреннем приеме самостоятельно отстранить воспитанника от пребывания в группе при обнаружении признаков заболеваемости?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Шарай Инна Ивановна.
Согласно Правилам безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования РБ 03.08.2022 №227, п.15), педагогический работник при приеме обучающегося в учреждение дошкольного образования должен опросить законных представителей о самочувствии ребёнка, самостоятельно осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в УДО.

З 2021/2022 навучальнага года ва ўстановах адукацыі з беларускай мовай навучання ўводзіцца новы вучэбна - метадычны комплекс па навучанню грамаце для 1 класа «БУКВАР» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. Мяне цікавіць, дзе можна азнаёміцца з метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пісьмо 1» «Пропісь 2», «Пісьмо»?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.
Паважаныя калегі! З метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пропісь 1», «Пропісь 2», «Пісьмо» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. для 1 класа устаноў адукацыі з беларускай мовай навучання можна на нацыянальным адукацыйным партале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы. Таксама метадычныя распрацоўкі вучэбных заняткаў па прадмеце «Навучэнне грамаце» размешчаны ў часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» з №4 2021 года.

Могут ли педагоги УПТО и УССО Витебской области проходить повышение квалификации в Витебском областном институте развития образования?

Отвечает начальник учебно-методического управления Укроженко Татьяна Степановна.
В Витебском областном институте развития образования могут проходить педагоги-предметники, работающие в УПТО и УССО.

Для учащихся каких классов могут быть организованы факультативные занятия в субботу?

Отвечает начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пикулик Валентина Владимировна.
Согласно приказу №21 от 19.01.2017 «О совершенствовании организации шестого школьного дня» в субботу могут быть организованы факультативные занятия для учащихся 9-11 классов.

На основании какого нормативного документа учителю-логопеду организовывать коррекционные занятия в условиях вспомогательной школы? Необходимо ли организовать пункт коррекционно-педагогической помощи либо кабинет логопедической работы?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №94 «Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь», главе 5 «Особенности организации образовательного процесса во вспомогательной школе (школе-интернате)», пункте 43 отмечается: «Во вспомогательной школе учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом). Для оказания логопедической помощи учащиеся объединяются в группы».
В соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования и типовыми штатами и нормативами численности работников специальных общеобразовательных школ-интернатов и вспомогательных школ-интернатов (Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22) во вспомогательных школах (школах-интернатах) для оказания логопедической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью вводится 1 штатная единица учителя-дефектолога.
На логопедические занятия в первую очередь зачисляются дети, у которых в рекомендациях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации указано «Занятия по развитию речи».
Организация пункта коррекционно-педагогической помощи на базе вспомогательной школы (школы-интерната) является невозможным, так как он является структурным подразделением учреждений дошкольного и общего среднего образования и открывается для лиц, осваивающих содержание дошкольного или общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131).
Понятия «кабинет логопедической работы» нет в Кодексе об образовании Республики Беларусь.
Отсюда следует, деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) вспомогательной школы (школы-интерната) основывается на тарификации учреждения специального образования, согласно которой осуществляется зачисление необходимого количества лиц с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения речи, и составление расписания коррекционных занятий с ними с учетом специфических санитарно-эпидемиологических требований к их продолжительности (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).

Подскажите, пожалуйста, где можно узнать результаты конкурса «IДЭЯ», который проходил в 2021 году?

Отвечает Сулим Наталья Владимировна, методист Центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества
Результаты конкурса представлены на сайте института на странице конкурса (Главная — Деятельность — Организационно-методическая деятельность — Конкурсы. Олимпиады. Выставки — Конкурсы — Конкурс «ІДЭЯ» (Інтэлектуальны Дасведчаны Эфектыўны Я-педагог).

Если документы об участии (победе) в конкурсе получены на имя образовательной организации, как педагогическому работнику подтвердить персональное участие?

Для подтверждения персонального участия педагогического работника требуется приложить приказ руководителя образовательной организации о составе участников рабочей группы по подготовке к указанному мероприятию, за которое получена награда.

Каким образом составить календарно-тематическое планирование по учебным предметам, если отсутствуют учебные программы 2 отделения для организации обучения на дому в 5-9 классах по предметам «Человек и мир», «Предметно-практическая деятельность», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание»?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Отдельных учебных программ для обучения на дому не разрабатывалось и их разработка не планируется. Опираясь на данные уровня актуального развития ребенка с ОПФР, учитывая возможности его психофизического развития, можно ориентироваться на программы второго отделения вспомогательной школы «Человек и мир VII-IX классы» (Минск, НИО, 2006 г.), «Предметно-практическая деятельность I−IV классы» (Минск, НИО, 2017 г.), «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание I−IV классы» (Минск, НИО, 2010 г.), которые можно найти на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://asabliva.by.

Кто должен реализовывать образовательную область «Адаптивная физическая культура» в дошкольных группах ЦКРОиР при отсутствии в штатном расписании учреждения образования специалиста — инструктора по физическому воспитанию?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь 24.11.2017 № 144, типовые штаты государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предусматривают введение инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.
В Главе 5, пункте 30 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233) содержится следующая информация:
«Учебные занятия по образовательной области «Адаптивная физкультура» проводятся руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель».