Инновационная деятельность

Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276)инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта.

Общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает государственное учреждение образования «Академия последипломного образования».

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых Витебской области.

Витебский областной институт развития образования, начиная с середины 90-х годов, рассматривает организацию инновационной деятельности как важнейший компонент системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Задачи института в современных условиях заключаются в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности учреждений образования региона.  Реализация новшеств предполагает творческое взаимодействие специалистов органов управления по  образованию, руководителей всех уровней, педагогов, психологов, учащихся, родителей,  спонсоров, ученых, консультантов из различных учреждений высшего образования всей республики, преподавателей кафедр, методистов высшей категории институтов развития образования,  экспертов и др.

Главная цель инновационной деятельности – обеспечение развития региональной инновационной системы на основе комплекса организационных и правовых мер, направленных на регулирование инновационной работы и реализацию приоритетных направлений национальной инновационной политики в сфере образования.

Главная функция инновационной деятельности – это качественное изменение системных компонентов образовательного процесса – это новые состояния образовательного процесса, которые формируются при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Следовательно, инновационная деятельность – это всегда процесс перехода системы из одного состояния в другое более качественное на основе внедрения инноваций. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии учреждения образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Сегодня инновационное образование в Витебской области формируется совместными усилиями консультантов республиканских проектов из учреждений высшего образования всей республики, методистов, руководителей педагогических коллективов учреждений образования при непосредственной координации деятельности АПО-ИРО-УМК-УО.

Система управления инновационной деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом

 

Нормативные правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность в сфере образования

Методические рекомендации по организации инновационной деятельности

Проект «Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования»

Проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений»

Инновационный педагогический опыт

 


Инновационные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2023/2024 учебном году

Темы инновационных проектов

Сроки реализации

Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

2020-2024

Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия

2019-2024

Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа

2021-2024

Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников

2021-2024

Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)

2021-2024

Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта

2021-2025

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

2021-2024

Внедрение модели использования драматизации как средства духовно-нравственного развития учащихся (на примере традиционного белорусского театра «Батлейка»)

2023-2026

Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа

2021-2024

Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель

2022-2025

Внедрение модели республиканского методического кластера в систему сопровождения гражданского-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи

2023-2025

Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования

2023-2026

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

2022-2025

Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение

2023-2026

Внедрение модели формирования функциональной грамотности обучающихся в сфере туризма и краеведения

2022-2025

Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся в открытом образовательном пространстве учреждения образования

2022-2027

Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)

2020-2024

Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования

2021-2024

Внедрение модели формирования культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования

2021-2024

Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся

2021–2024

Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

2023-2026

Внедрение модели формирования информационной безопасности личности в современном образовательном пространстве

2023-2026

Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

2021-2024

Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся

2022-2025

Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2021–2024

Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV-V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью

2022-2024

Для участия в инновационной деятельности необходимо разработать проект. Разработчиками и консультантами инновационных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.4).

 

Организация инновационной деятельности в учреждении образования

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки

проведения

Ответственные

1.     

Разработка инновационного проекта

до 1 апреля

разработчики и консультанты инновационных проектов

2.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

не позднее 5 апреля

руководители учреждений образования

3.     

Оценка готовности учреждения образования к осуществлению инновационной деятельности по проекту

5-10 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

4.     

Подача обобщенной заявки на участие в инновационной деятельности в Витебский областной институт развития образования

не позднее 15 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

5.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности, инновационных проектов в ГУО «Академия последипломного образования»

до 20 апреля

Витебский областной институт развития образования

6.     

Экспертиза инновационных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность

не позднее

25 мая

Академия последипломного образования

7.     

Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационную деятельность

не позднее

5 июня

Академия последипломного образования

8.     

Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность

июнь-июль

Министерство образования Республики Беларусь

9.     

Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение инновационной деятельности

не позднее

1 сентября

главное управление по образованию Витебского облисполкома;

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

10.  

Организация и проведение инновационной деятельности в учреждениях образования в соответствии с инновационным проектом и программой инновационной деятельности

сентябрь-март

руководители учреждений

образования,

консультанты инновационных проектов

11.  

Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом инновационной деятельности в учреждениях образования

сентябрь-март

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

12.  

Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам инновационной деятельности (по мере необходимости)

сентябрь-март

Академия последипломного образования;

Витебский областной институт развития образования

13.  

Представление справки (отчета) по промежуточным  (итоговым) результатам реализации инновационного проекта в Витебский областной институт развития образования (после согласования с консультантом проекта)

до 10 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

14.  

Представление в Академию последипломного образования отчета о результатах инновационной деятельности:

- промежуточный отчет

- итоговый отчет

до 15 мая

Витебский областной институт развития образования

15.  

Подготовка информационно-аналитических, методических, дидактических и иных материалов по внедрению результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательный процесс

до 1 декабря

консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

16.  

Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику (с приглашением руководителей проектов)

в течение года

Витебский областной институт развития образования

Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению инновационной деятельности размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».