Инновационная деятельность

 

Инновационная деятельность

Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251, инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта.

Общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает государственное учреждение образования «Академия последипломного образования».

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых Витебской области.

Витебский областной институт развития образования, начиная с середины 90-х годов, рассматривает организацию инновационной деятельности как важнейший компонент системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Задачи института в современных условиях заключаются в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности учреждений образования региона.  Реализация новшеств предполагает творческое взаимодействие специалистов органов управления по  образованию, руководителей всех уровней, педагогов, психологов, учащихся, родителей,  спонсоров, ученых, консультантов из различных учреждений высшего образования всей республики, преподавателей кафедр, методистов высшей категории институтов развития образования,  экспертов и др.

Главная цель инновационной деятельности – обеспечение развития региональной инновационной системы на основе комплекса организационных и правовых мер, направленных на регулирование инновационной работы и реализацию приоритетных направлений национальной инновационной политики в сфере образования.

Главная функция инновационной деятельности – это качественное изменение системных компонентов образовательного процесса – это новые состояния образовательного процесса, которые формируются при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Следовательно, инновационная деятельность – это всегда процесс перехода системы из одного состояния в другое более качественное на основе внедрения инноваций. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии учреждения образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Сегодня инновационное образование в Витебской области формируется совместными усилиями консультантов республиканских проектов из учреждений высшего образования всей республики, методистов, руководителей педагогических коллективов учреждений образования при непосредственной координации деятельности АПО-ИРО-УМК-УО.

Система управления инновационной деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом

Следовательно, инновационная деятельность – это всегда процесс перехода системы из одного состояния в другое более качественное на основе внедрения инноваций. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии учреждения образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Сегодня инновационное образование в Витебской области формируется совместными усилиями консультантов республиканских проектов из учреждений высшего образования всей республики, методистов, руководителей педагогических коллективов учреждений образования при непосредственной координации деятельности АПО-ИРО-УМК-УО.

Система управления инновационной деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом

На данный момент в Витебском областном институте развития образования реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования» руководителем которого является ректор института Лапатинская О.В. 

Крутовцова Наталья Анатольевна, методист центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической, психологической и информационно-аналитической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» является консультантом республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» (2020-2023).

 

Инновационные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2021/2022 учебном году

№ п/п

Тема инновационного проекта

Сроки реализации

1.     

Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

2020-2024

2.     

Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

 

2020-2022

3.     

Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования

2020-2023

4.     

Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия

2019-2024

5.     

Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа

2021-2024

6.     

Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов

2018-2022

7.     

Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников

2021-2024

8.     

Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования

2019-2022

9.     

Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)

2021-2024

10.  

Внедрение модели формирования допрофильной педагогической подготовки учащихся на ІІ ступени общего среднего образования

2019-2022

11.  

Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на ІІ ступени общего среднего образования для достижения целей устойчивого развития региона

2019-2022

12.  

Внедрение модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся ІХ-ХІ классов на основе социально-ценностного отношения к изучению иностранного языка

2019-2022

13.  

Внедрение модели образовательного центра как ресурс развития научно-технического творчества детей и молодежи

2018-2022

14.  

Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования

2018-2022

15.  

Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта

2021-2025

16.  

Укараненне этнакультурных тэхналогій для пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі

2018-2022

17.  

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

2021-2024

18.  

Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения в предпринимательские проекты

2019-2022

19.  

Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)

2020-2024

20.  

Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования

2021-2024

21.  

Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса

2019-2022

22.  

Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации

2019-2022

23.  

Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся

2021–2024

24.  

Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий

2019-2022

25.  

Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений

2020-2023

26.  

Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации

2020-2023

27.  

Внедрение модели деятельности Республиканского инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров

2019-2022

28.  

Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии ”Исследование в действии“         

2019-2022

29.  

Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

2021-2024

30.  

Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития

2019-2022

31.  

Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2021-2024

Для участия в инновационной деятельности необходимо разработать проект. Разработчиками и консультантами инновационных проектов могут быть педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, имеющие, как правило, ученые степени и (или) ученые звания (Инструкция, п. 4).

Организация инновационной деятельности в учреждении образования

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки

проведения

Ответственные

1.     

Разработка инновационного проекта

до 1 марта

разработчики и консультанты инновационных проектов

2.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

не позднее 5 марта

руководители учреждений образования

3.     

Оценка готовности учреждения образования к осуществлению инновационной деятельности по проекту

5-10 марта

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

4.     

Подача обобщенной заявки на участие в инновационной деятельности в Витебский областной институт развития образования

не позднее 15 марта

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

5.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности, инновационных проектов в ГУО «Академия последипломного образования»

до 1 апреля

Витебский областной институт развития образования

6.     

Экспертиза инновационных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность

не позднее

25 мая

Академия последипломного образования

7.     

Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационную деятельность

не позднее

5 июня

Академия последипломного образования

8.     

Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность

июнь-июль

Министерство образования Республики Беларусь

9.     

Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение инновационной деятельности

не позднее

1 сентября

главное управление по образованию Витебского облисполкома;

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

10.  

Организация и проведение инновационной деятельности в учреждениях образования в соответствии с инновационным проектом и программой инновационной деятельности

сентябрь-март

руководители учреждений

образования,

консультанты инновационных проектов

11.  

Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом инновационной деятельности в учреждениях образования

сентябрь-март

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

12.  

Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам инновационной деятельности (по мере необходимости)

сентябрь-март

Академия последипломного образования;

Витебский областной институт развития образования

13.  

Представление справки (отчета) по промежуточным  (итоговым) результатам реализации инновационного проекта в Витебский областной институт развития образования (после согласования с консультантом проекта)

до 10 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

14.  

Представление в Академию последипломного образования отчета о результатах инновационной деятельности:

- промежуточный отчет

- итоговый отчет

 

 

 

до 20 мая

до 23 мая

Витебский областной институт развития образования

15.  

Подготовка методических рекомендаций по внедрению результатов завершившегося инновационного проекта в массовую образовательную практику

до 1 декабря

консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

16.  

Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику (с приглашением руководителей проектов)

в течение года

Витебский областной институт развития образования

Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению инновационной деятельности размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

 

Перспективный опыт реализации инновационных проектов

Сенсорное развитие детей раннего возраста через организацию предметной игровой развивающей среды (ГУО "Ясли-сад №6 г.Витебска")

Создание системы работы по экономическому образованию детей 5-7 лет (ГУО "Ясли-сад №65 г.Витебска")

Внедрение модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждений общего среднего образования (ГУО "Верхнедвинская гимназия")

Исследовательская деятельность учащихся как средство повышения эффективности процесса обучения (ГУО "Богушевская средняя школа №1 Сенненского района")

Внедрение модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы (ГУО "Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка")

Внедрение модели гражданско-патриотического воспитания в условиях кадетского образования (ГУО "Средняя школа №4 г.Новополоцка")

Внедрение модели сетевого взаимодействия учреждения образования при организации профориентации учащихся на рабочие специальности (ГУО "Средняя школа №2 г.Дубровно")

Внедрение модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждений образования (ГУО "Браславская гимназия")

Внедрение модели развития лидерских качеств учащихся на основе самоуправления как условие личностного роста (ГУО "Гимназия №7 г.Витебска")