Инновационная деятельность

Инновационная деятельность

Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276)инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта.

Общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает государственное учреждение образования «Академия последипломного образования».

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых Витебской области.

Витебский областной институт развития образования, начиная с середины 90-х годов, рассматривает организацию инновационной деятельности как важнейший компонент системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Задачи института в современных условиях заключаются в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности учреждений образования региона.  Реализация новшеств предполагает творческое взаимодействие специалистов органов управления по  образованию, руководителей всех уровней, педагогов, психологов, учащихся, родителей,  спонсоров, ученых, консультантов из различных учреждений высшего образования всей республики, преподавателей кафедр, методистов высшей категории институтов развития образования,  экспертов и др.

Главная цель инновационной деятельности – обеспечение развития региональной инновационной системы на основе комплекса организационных и правовых мер, направленных на регулирование инновационной работы и реализацию приоритетных направлений национальной инновационной политики в сфере образования.

Главная функция инновационной деятельности – это качественное изменение системных компонентов образовательного процесса – это новые состояния образовательного процесса, которые формируются при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Следовательно, инновационная деятельность – это всегда процесс перехода системы из одного состояния в другое более качественное на основе внедрения инноваций. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии учреждения образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Сегодня инновационное образование в Витебской области формируется совместными усилиями консультантов республиканских проектов из учреждений высшего образования всей республики, методистов, руководителей педагогических коллективов учреждений образования при непосредственной координации деятельности АПО-ИРО-УМК-УО.

Система управления инновационной деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом

Инновационные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2022/2023 учебном году

п/п

Тема инновационного проекта

Сроки реализации

1.

Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

2020-2024

2.

Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования

2020-2023

3.

Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия

2019-2024

4.

Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа

2021-2024

5.

Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников

2021-2024

6.

Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)

2021-2024

7.

Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта

2021-2025

8.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

2021-2024

9.

Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа

2021-2024

10.

Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель

2022-2025

11.

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

2022-2025

12.

Внедрение модели формирования функциональной грамотности обучающихся в сфере туризма и краеведения

2022-2025

13.

Внедрение модели военно-патриотического воспитания учащихся в открытом образовательном пространстве учреждения образования

2022-2027

14.

Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)

2020-2024

15.

Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования

2021-2024

16.

Внедрение модели сетевой организации деятельности субъектов республиканского методического кластера как условие формирования инновационной образовательной среды дополнительного образования детей и молодежи

2020-2023

17.

Внедрение модели формирования культуры межличностного общения как фактора создания бесконфликтного пространства учреждения образования

2021-2024

18.

Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся

2021–2024

19.

Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений

2020-2023

20.

Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации

2020-2023

21.

Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

2021-2024

22.

Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся

2022-2025

23.

Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2021-2024

24.

Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV-V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью

2022-2024

 

Для участия в инновационной деятельности необходимо разработать проект. Разработчиками и консультантами инновационных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.4).

 

Организация инновационной деятельности в учреждении образования

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки

проведения

Ответственные

1.     

Разработка инновационного проекта

до 1 апреля

разработчики и консультанты инновационных проектов

2.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

не позднее 5 апреля

руководители учреждений образования

3.     

Оценка готовности учреждения образования к осуществлению инновационной деятельности по проекту

5-10 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

4.     

Подача обобщенной заявки на участие в инновационной деятельности в Витебский областной институт развития образования

не позднее 15 апреля

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

5.     

Подача заявок на участие в инновационной деятельности, инновационных проектов в ГУО «Академия последипломного образования»

до 20 апреля

Витебский областной институт развития образования

6.     

Экспертиза инновационных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность

не позднее

25 мая

Академия последипломного образования

7.     

Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационную деятельность

не позднее

5 июня

Академия последипломного образования

8.     

Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность

июнь-июль

Министерство образования Республики Беларусь

9.     

Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение инновационной деятельности

не позднее

1 сентября

главное управление по образованию Витебского облисполкома;

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

10.  

Организация и проведение инновационной деятельности в учреждениях образования в соответствии с инновационным проектом и программой инновационной деятельности

сентябрь-март

руководители учреждений

образования,

консультанты инновационных проектов

11.  

Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом инновационной деятельности в учреждениях образования

сентябрь-март

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

12.  

Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам инновационной деятельности (по мере необходимости)

сентябрь-март

Академия последипломного образования;

Витебский областной институт развития образования

13.  

Представление справки (отчета) по промежуточным  (итоговым) результатам реализации инновационного проекта в Витебский областной институт развития образования (после согласования с консультантом проекта)

до 10 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

14.  

Представление в Академию последипломного образования отчета о результатах инновационной деятельности:

- промежуточный отчет

- итоговый отчет

 

 

 

до 20 мая

до 23 мая

Витебский областной институт развития образования

15.  

Подготовка методических рекомендаций по внедрению результатов завершившегося инновационного проекта в массовую образовательную практику

до 1 декабря

консультант инновационного проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

инновационная деятельность

16.  

Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику (с приглашением руководителей проектов)

в течение года

Витебский областной институт развития образования

Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению инновационной деятельности размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».