В рамках профилактической акции «Дом без насилия» Витебский областной институт развития образования предлагает методические материалы в помощь педагогам, специалистам СППС и родителям

05.04.2021

С 5 по 9 апреля 2021 года в Республике Беларусь проводится профилактическая акция «Дом без насилия». Цель акции — вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Проблема семейного насилия в современных условиях занимает значительное место. Дети — самая незащищенная социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.

Насилие, совершенное по отношению к ребёнку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, нарушает социализацию ребёнка, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Причины родительской жестокости кроются не только в социально и экономически неблагоприятных обстоятельствах, но во многом обусловлены эмоциональной незрелостью родителей, отсутствием необходимых знаний о закономерностях детского развития.

На сайте Витебского областного института развития образования в Виртуальном методическом кабинете для специалистов СППС, Виртуальном методическом кабинете заместителя директора по воспитательной работе размещены методические материалы для педагогических работников (педагогов социальных, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, воспитателей) в целях предупреждения насилия, оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи, информационно-просветительской деятельности с родителями.

В представленных материалах рассматриваются психолого-педагогические аспекты работы учителя начальных классов, педагога-психолога, педагога социального по организации просветительской работы с законными представителями учащихся начальных классов в вопросах половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В издании рассмотрены основные характеристики детско-родительских отношений, особенности эмоционального развития ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, составляющие эмоционального благополучия ребенка в семье, представлены модель коррекционно-обучающей программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода, цикл занятий для родителей младших школьников, рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений с детьми.

Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Грамотно организованное половое воспитание должно способствовать социализации ребёнка, давать возможность в более старшем возрасте самореализоваться ему как семьянину, способному на здоровые отношения.

В методических материалах рассмотрены социально-психологические факторы семейного насилия, индикаторы и последствия физического, психологического, сексуального насилия; сделан акцент на ответственности за совершение насилия в отношении несовершеннолетних; представлены рекомендации по выявлению жертв насилия и оказанию помощи, профилактике жестокого обращения с детьми.

В методических материалах предложены разнообразные формы и методы работы по предупреждению конфликтных ситуаций, буллинга и жестокости в детской и молодёжной среде, система профилактической работы специалистов системы образования по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, разработанные педагогами-психологами учреждений общего среднего образования и учреждений профессионально-технического и специального образования в рамках интернет-фестиваля «Аукцион педагогических идей педагогов-психологов».

В издании представлен практический материал по использованию проективных методик в диагностике и коррекции семейных отношений как вспомогательного компонента при изучении личности.

В методических материалах предложены различные формы работы, разработанные специалистами СППС учреждений образования, для повышения значимости семейных ценностей и престижа семьи.

  • Формирование родительских компетенций в ходе реализации образовательной программы «Осознанное родительство»: из опыта работы педагогов-психологов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района». В 2 ч. — Витебск: ГУДОВ «ВОИРО», 2015. — 60 с. Часть 1. Часть 2.

В издании представлена образовательная программа дополнительного образования взрослых «Осознанное родительство», конспекты занятий для родителей. Программа рассчитана на проведение восьми занятий с родителями и направлена на развитие родительской компетентности, навыков семейного воспитания, формирование осознанного отношения родителей к воспитанию своих детей.

В представленных методических рекомендациях рассматриваются психолого-педагогические и методические аспекты работы классных руководителей при организации классных часов по формированию культуры безопасного поведения подростков.

Пособие включает в себя цикл тренинговых занятий для учащихся 10 и 11 классов учреждений общего среднего образования. Занятий предназначены для осуществления воспитательной работы в области предупреждения домашнего насилия над детьми и могут быть использованы для проведения классных часов.

  • Материалы «РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Телефоны служб психологической и экстренной помощи.

Консультационную помощь можно получить по телефону 8 (021) 64-75-38 (Батурина Инесса Геннадьевна).