ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС
Уважаемые педагоги-психологи и педагоги социальные!
Три основных преимущества работы в виртуальном методическом кабинете:
- Вы можете работать в любое время и в любом удобном для вас месте. Главное – это наличие компьютера, подключенного к Интернету.
- Вы сможете неоднократно обращаться к опубликованным информационным, программно-методическим, правовым, научно-теоретическим материалам. Вы можете читать их в электронном виде или самостоятельно распечатать.
- Вы можете использовать все опубликованные материалы в профессиональной деятельности.
Мы рады встрече с Вами и надеемся, что посещение виртуального методического кабинета станет для Вас полезным и интересным.
Кураторы специалистов СППС Витебской области - методисты управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования
- педагогов социальных – Батурина Инесса Геннадьевна, каб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81;
- педагогов-психологов – Литвинова Ирина Александровна, каб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81
Деятельность виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования специалистов СППС, познавательную деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов более эффективной.
Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание информационно-методической базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности специалистов СППС учреждения образования.
Разноплановая структура виртуального кабинета позволяет находиться в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому специалисту СППС найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно может реализовать свои профессиональные запросы и возможности.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №856 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22"
Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 от 15.01.2019 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"
Изменения в постановлении №22 от 15.01.2019
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (01 октября 2019 года, в редакции 07 июля 2023 года)
Постановление Министерства образования Республики Беларусь №328 от 20 сентября 2022 года «О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи»
Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 184-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"»
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 104/402/272 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13»
Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних
Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь"
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 456 "О вопросах профилактики правонарушений"
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством
Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы
Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения
Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (утверждены 01 февраля 2023 г.)
Методические рекомендации по определению индикаторов и показателей эффективности реализации
мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление
алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством
Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
(Приложение 3 — Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования)
(Приложение 5 — Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся)
Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей
Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся I класса
Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся V класса
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2023/2024 учебном году»
Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ
Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры
Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах
Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях деятельности учреждения образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних..."
Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения
Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения: методические материалы
Научно-методическое обеспечение организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Предупреждение эмоционального выгорания педагога: практические материалы
Программа тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Памятка для педагогов "Как победить стресс"
15 шагов против эмоционального выгорания
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства
Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы
Школьная дезадаптация: причины возникновения и формы её проявления
Материалы семинара "Семейно-ориентированный подход в деятельности педагога социального" (архив .zip)
Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде: методические материалы. В 4 ч. (архив zip)
Насилие в семье и его последствия: методические материалы
Сущность и принципы семейно-ориентированного подхода в работе специалистов по защите детства
Семейный клуб "Надежда" (из опыта работы Горбачёвой Л. А., педагога-психолога ГУО "Средняя школа № 21 г. Орши")
Учебная программа факультативного занятия «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Родительский университет
Материалы Национального образовательного портала
Oнлайн-платформa "Родительского университета" Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка
Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации
Материалы тематического семинара «Родительский университет: эффективные формы работы с законными представителями» 11.11.2023
Дымская О.Н. Эффективные формы работы с законными представителями учащихся в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет»
Новикова Н.А. «Родительский университет» как воспитательный ресурс учреждения образования
Янчиленко Т.В. Формирование партнерских отношений школы и семьи в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» через цикл занятий с элементами тренинга «Связующая нить»
Васильева О.Н. Пресс-диалог как эффективная групповая форма работы с законными представителями
Янковская Ю.И. Родительский клуб с элементами арт-терапии как форма работы с законными представителями. Возможности использования песочной терапии в гармонизации детско-родительских отношений
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающих семей
Особый внутренний мир: что надо знать о ребенке из приемной семьи: методические материалы
Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сфер личности воспитанников замещающих семей: из опыта работы педагога-психолога ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» А.П.Шептун
Приемная и биологическая семья ребенка: важность взаимодействия
Замещающая семья как ресурс успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Взаимодействие специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования с замещающими семьями
Профилактика противоправного поведения
Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Вестник ВОИРО. — 2022. — №1 (2). — С.26)
Современные формы и методы профилактики противоправного поведения обучающихся: методические рекомендации
Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних: методические материалы
Работа с неблагополучными категориями подростков: методические материалы
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних
Научись говорить нет (.mp4)
Нить (.mp4)
Профилактика продажи наркотиков (.mp4)
Наркодилер (.mp4)
Родителям о синтетических наркотиках (.mp4)
Освободись от наркотиков (.mp4)
Сделай свой выбор (.mp4)
Смертельная вечеринка (.mp4)
Спайс (.mp4)
Я не употребляю наркотики (.mp4)
Профилактика кризисных состояний, формирование культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни
Виртуальный каталог методических материалов для педагогов по организации работы, направленной на профилактику преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
- Парфенова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог УО ”Средняя школа № 25 г. Витебска“: Классный час для обучающихся 1-4 классов «Чего нужно опасаться при общении с незнакомыми людьми?»
-
-
- Рубацкая Валентина Олеговна, педагог-психолог ГУО "Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина": психологические занятия с младшими школьниками по формированию навыков личной безопасности, половой неприкосновенности
- Плиговка Анна Николаевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е.С.Зеньковой“: практическое занятие для обучающихся 1-4 кл. ”Правило пяти ”нельзя“. Как себя вести с незнакомыми людьми“
- Агафонова Ксения Андреевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 9 г.Витебска“: урок-практикум «Защитим себя сами»
- Сапроненко Надежда Ивановна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 76 г. Витебска“: занятие для детей дошкольного возраста старшей группы «Моя безопасность», беседа для детей дошкольного возраста старшей группы «Моя безопасность – в моих руках»; беседа для детей дошкольного возраста старшей группы «Чтобы не случилось беды»; психологические рекомендации для родителей, педагогических работников «Половая неприкосновенность».
- Чернявская Елена Олеговна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 84 г. Витебска“: занятия по обучению правилам безопасности детей дошкольного возраста «Путешествие на остров безопасности»
Проект «Школа как пространство доверия» (ГУО «Средняя школа №2 г. Новолукомля имени Ф.Ф. Озмителя»)
Занятие-практикум для родителей обучающихся ХI класса с элементами тренинга «Как уберечь ребёнка от зависимостей?» (2022 год) (С.В.Редькина, Н.А.Крутовцова, И.А.Литвинова)
Мир школы без конфликтов: опыт работы ГУО "Средняя школа №11 г.Витебска" (фильм)
Организация классных часов по формированию культуры безопасного поведения подростков: методические рекомендации
Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности: методико-практические материалы
Основы полового воспитания в семье: методические рекомендации
Психологическая помощь в ситуации психологического суицидогенного кризиса
Деятельность педагога по профилактике ВИЧ-инфекции: информационно-методические материалы. В 2-х ч. Часть 1
Часть 2
Формирование жизненной устойчивости к социально-неблагоприятным факторам для школьников «Мы сами»: методические материалы
Метод профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних: методические рекомендации
Классификация суицидального поведения
Диагностика и профилактика суицидального поведения среди детей и подростков: памятка для психологов и педагогов, родителей
Учебная программа факультативного занятия «Учимся жить в мире и согласии» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Учебная программа факультативного занятия «Мы – сами» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Учебная программа факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода „равный обучает равного“ для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Школа - территория здоровья
Методические материалы
Формирование информационной культуры
Использование блога как формы взаимодействия педагога с родителями и обучающимися: методические рекомендации
Развитие информационно-компьютерных технологий и личность подростка: социально-психологический аспект
Актуальные вопросы организации профориентационной работы
Актуальные вопросы организации профориентационной работы на II ступени обучения в учреждениях общего среднего образования
Диагностический инструментарий
Методы социально-педагогической диагностики в деятельности педагога социального
Использование проективных методик в диагностике и коррекции семейных отношений: методические материалы
Использование сети контактов в социально-педагогической деятельности
Диагностика по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних (аpхив zip)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Методические материалы "Панорамы эффективного опыта работы педагогов-психологов учреждений образования Витебской области" 11 февраля 2022 г.
Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Лицей г.Новополоцка" Т.В.Янчиленко "Дарите свет, тепло, любовь"
Презентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №16 г.Орши" О.Л.Орловой
Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №12 г.Витебска имени Л.Н.Филипенко" Ю.В.Глинко
Современные подходы к организации методической работы с педагогами-психологами: презентация (Т.А.Парфёнова, руководитель методического объединения педагогов-психологов Первомайского района г.Витебска)
Условия успешного профессионального развития педагогов-психологов: презентация (И.В.Садыкова, методист ГУ "Новополоцкий городской учебно-методический кабинет")
Развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов учреждений образования Лепельского района: системный подход: презентация (Е.Ю.Серебро, методист ГУ "Лепельский районный учебно-методический кабинет")
* * * * * * *
Тимофеева, А.Н. Мастер-класс с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме ”Скажи наркотикам нет“! / А.Н. Тимофеева // Вестник ВОИРО. – 2023. – №2(7). – С.44-46
Рыбачёнок, С.В. Взаимодействие учреждения образования с родителями и общественностью через активные формы и методы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы / С.В. Рыбачёнок // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.41-43
Бондарева, Т.М. Использование методик интерактивной работы «форум-театр» и «театр-вербатим» при профилактике зависимостей у подростков / Т.М. Бондарева // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.61-62
Томашевич, Т.А. Организация и реализация социального проекта «Подросток без конфликта. Академия счастливого детства» / Т.А. Томашевич // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.62-64
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся с использованием интерактивных форм: из опыта работы специалистов СППС учреждений образования Витебской области
Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области
Формирование родительских компетенций в ходе реализации образовательной программы «Осознанное родительство»: из опыта работы педагогов-психологов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района». В 2 ч. Часть 1 Часть 2
Межведомственное взаимодействие и координация деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних: из опыта работы ГУО «Социально-педагогический центр Поставского района»
«Летняя школа общения» как форма организации школьного профильного лагеря дневного пребывания: материалы из опыта работы педагога-психолога ГУО "Средняя школа №4 г.Витебска" А.И.Шелопухо
Использование методов ландшафтной арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений (из опыта работы педагога-психолога ГУО «Студёнковская детский сад – средняя школа Сенненского района» Печеньковой Н. В.)
Внедрение модели воспитательной работы по формированию самоохранительного поведения учащихся через организацию волонтёрской деятельности в рамках подхода «равный обучает равного»: из опыта работы специалистов учреждений образования Витебской области
Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтёрской деятельности в системе общего среднего образования Витебской области
Организация проектной деятельности в условиях социально-педагогического центра (из опыта работы Государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр Глубокского района»)
МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Должностные обязанности специалистов СППС
Нормативные правовые, инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность специалистов СППС
Основные направления реализации программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП
Просветительская деятельность специалистов СППС с родителями
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования
Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Методическое обеспечение деятельности специалистов СППС учреждений общего среднего образования, СПЦ по актуальным направлениям деятельности (презентация)
Профилактика нарушений поведения детей в учреждениях образования
Организация школьной службы медиации
Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению
Методические рекомендации по реабилитационной работе с неблагополучными семьями (архив zip)
Комплект книг по работе с детской травмой (архив zip)
Комплект книг по успешному родительству
Профилактика наркопотребления среди старшеклассников: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования
Ранняя профилактика домашнего насилия: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Словарь профессионального замещающего родителя (приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа)
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Планы повышения квалификации педагогов в ВОИРО
АТТЕСТАЦИЯ
Педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений образования имеют право сдать квалификационный экзамен при прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию в Витебском областном институте развития образования. Дополнительная информация - по ссылке.
Телефоны экстренной психологической помощи
Детский правовой сайт (получить правовую помощь, куда обращаться, как поступить) - www.mir.pravo.by
Сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации - http://pomogut.by
Сайт для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети - http://kids.pomogut.by/
Бесплатная консультация психолога для подростков онлайн (10-19 лет) и законных представителей - https://talk2ok.by/
Кризисная комната Территориального центра социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска
Республиканский центр психологической помощи