ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС

Уважаемые педагоги-психологи и педагоги социальные!

Три основных преимущества работы в виртуальном методическом кабинете:

  • Вы можете работать в любое время и в любом удобном для вас месте. Главное – это наличие компьютера, подключенного к Интернету.
  • Вы сможете неоднократно обращаться к опубликованным информационным, программно-методическим, правовым, научно-теоретическим материалам. Вы можете читать их в электронном виде или самостоятельно распечатать.
  • Вы можете использовать все опубликованные материалы в профессиональной деятельности.

Мы рады встрече с Вами и надеемся, что посещение виртуального методического кабинета станет для Вас полезным и интересным.

Кураторы специалистов СППС Витебской области - методисты управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования

- педагогов социальных – Батурина Инесса Геннадьевнакаб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81;

- педагогов-психологов – Литвинова Ирина Александровнакаб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81

Деятельность виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования специалистов СППС, познавательную деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов более эффективной.

Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание информационно-методической базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности специалистов СППС учреждения образования.

Разноплановая структура виртуального кабинета позволяет находиться в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому специалисту СППС найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно может реализовать свои профессиональные запросы и возможности.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №856 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 от 15.01.2019 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"

Изменения в постановлении №22 от 15.01.2019

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (01 октября 2019 года, в редакции 07 июля 2023 года)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №328 от 20 сентября 2022 года «О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи»

Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 184-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"»

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 104/402/272 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13»

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 456 "О вопросах профилактики правонарушений" 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством

Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения

Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (утверждены 01 февраля 2023 г.)

Методические рекомендации по определению индикаторов и показателей эффективности реализации
мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление
алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством

Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»

(Приложение 3 — Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования)

(Приложение 5 — Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся)

Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей

Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся I класса

Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся V класса

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2023/2024 учебном году»

Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ 

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры

Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях деятельности учреждения образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних..." 

Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения

Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения: методические материалы

Научно-методическое обеспечение организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Предупреждение эмоционального выгорания педагога: практические материалы

Программа тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Памятка для педагогов "Как победить стресс"

15 шагов против эмоционального выгорания

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы

Школьная дезадаптация: причины возникновения и формы её проявления

Материалы семинара "Семейно-ориентированный подход в деятельности педагога социального" (архив .zip)

Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде: методические материалы. В 4 ч. (архив zip)

Насилие в семье и его последствия: методические материалы

Сущность и принципы семейно-ориентированного подхода в работе специалистов по защите детства

Семейный клуб "Надежда" (из опыта работы Горбачёвой Л. А., педагога-психолога ГУО "Средняя школа № 21 г. Орши")

Учебная программа факультативного занятия «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования 

Родительский университет

 
 

Материалы Национального образовательного портала 

Oнлайн-платформa "Родительского университета" Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка

Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации

Материалы тематического семинара «Родительский университет: эффективные формы работы с законными представителями» 11.11.2023

Дымская О.Н. Эффективные формы работы с законными представителями учащихся в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет»

Новикова Н.А. «Родительский университет» как воспитательный ресурс учреждения образования

Янчиленко Т.В. Формирование партнерских отношений школы и семьи в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» через цикл занятий с элементами тренинга «Связующая нить»

Васильева О.Н. Пресс-диалог как эффективная групповая форма работы с законными представителями

Янковская Ю.И. Родительский клуб с элементами арт-терапии как форма работы с законными представителями. Возможности использования песочной терапии в гармонизации детско-родительских отношений

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающих семей

Особый внутренний мир: что надо знать о ребенке из приемной семьи: методические материалы

Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сфер личности воспитанников замещающих семей: из опыта работы педагога-психолога ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» А.П.Шептун

Приемная и биологическая семья ребенка: важность взаимодействия

Замещающая семья как ресурс успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Взаимодействие специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования с замещающими семьями

 Профилактика противоправного поведения

Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Вестник ВОИРО. — 2022. — №1 (2). — С.26)

Современные формы и методы профилактики противоправного поведения обучающихся: методические рекомендации

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних: методические материалы

Работа с неблагополучными категориями подростков: методические материалы

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних

Научись говорить нет (.mp4)

Нить (.mp4)

Профилактика продажи наркотиков (.mp4)

Наркодилер (.mp4)

Родителям о синтетических наркотиках (.mp4)

Освободись от наркотиков (.mp4)

Сделай свой выбор (.mp4)

Смертельная вечеринка (.mp4)

Спайс (.mp4)

Я не употребляю наркотики (.mp4)

 

 

 Профилактика кризисных состояний, формирование культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни

Виртуальный каталог методических материалов для педагогов по организации работы, направленной на профилактику преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

  1. Парфенова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог УО ”Средняя школа № 25 г. Витебска“: Классный час для обучающихся 1-4 классов «Чего нужно опасаться при общении с незнакомыми людьми?»
  2. Рубацкая Валентина Олеговна, педагог-психолог ГУО "Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина": психологические занятия с младшими школьниками по формированию навыков личной безопасности, половой неприкосновенности
  3. Плиговка Анна Николаевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е.С.Зеньковой“: практическое занятие для обучающихся 1-4 кл. ”Правило пяти ”нельзя“. Как себя вести с незнакомыми людьми“
  4. Агафонова Ксения Андреевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 9 г.Витебска“: урок-практикум «Защитим себя сами»
  5. Сапроненко Надежда Ивановна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 76 г. Витебска“: занятие для детей  дошкольного возраста старшей группы «Моя безопасность», беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Моя безопасность – в моих руках»; беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Чтобы не случилось беды»; психологические рекомендации для родителей, педагогических работников «Половая неприкосновенность».
  6. Чернявская Елена Олеговна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 84 г. Витебска“: занятия по обучению правилам безопасности детей дошкольного возраста «Путешествие на остров безопасности»

Проект «Школа как пространство доверия» (ГУО «Средняя школа №2 г. Новолукомля имени Ф.Ф. Озмителя»)

Занятие-практикум для родителей обучающихся ХI класса с элементами тренинга «Как уберечь ребёнка от зависимостей?» (2022 год)  (С.В.Редькина, Н.А.Крутовцова, И.А.Литвинова)

 

Мир школы без конфликтов: опыт работы ГУО "Средняя школа №11 г.Витебска" (фильм)

Организация классных часов по формированию культуры безопасного поведения подростков: методические рекомендации

Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности: методико-практические материалы

Основы полового воспитания в семье: методические рекомендации

Психологическая помощь в ситуации психологического суицидогенного кризиса

Деятельность педагога по профилактике ВИЧ-инфекции: информационно-методические материалы. В 2-х ч. Часть 1

Часть 2

Формирование жизненной устойчивости к социально-неблагоприятным факторам для школьников «Мы сами»: методические материалы

Метод профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних:  методические рекомендации

Классификация суицидального поведения

Диагностика и профилактика суицидального поведения среди детей и подростков: памятка для психологов и педагогов, родителей

Учебная программа факультативного занятия «Учимся жить в мире и согласии» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Мы – сами» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода „равный обучает равного“ для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

 Школа - территория здоровья 

Методические материалы

 

 Формирование информационной культуры

Использование блога как формы взаимодействия педагога с родителями и обучающимися: методические рекомендации 

Развитие информационно-компьютерных технологий и личность подростка: социально-психологический аспект

Актуальные вопросы организации профориентационной работы

Актуальные вопросы организации профориентационной работы на II ступени обучения в учреждениях общего среднего образования

 Диагностический инструментарий

Методы социально-педагогической диагностики в деятельности педагога социального

Использование проективных методик в диагностике и коррекции семейных отношений: методические материалы

Использование сети контактов в социально-педагогической деятельности

Диагностика по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних (аpхив zip)

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Методические материалы "Панорамы эффективного опыта работы педагогов-психологов учреждений образования Витебской области" 11 февраля 2022 г.

Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Лицей г.Новополоцка" Т.В.Янчиленко "Дарите свет, тепло, любовь" 

Презентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №16 г.Орши" О.Л.Орловой

Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №12 г.Витебска имени Л.Н.Филипенко" Ю.В.Глинко

Современные подходы к организации методической работы с педагогами-психологами: презентация (Т.А.Парфёнова, руководитель методического объединения педагогов-психологов Первомайского района г.Витебска)

Условия успешного профессионального развития педагогов-психологов: презентация (И.В.Садыкова, методист ГУ "Новополоцкий городской учебно-методический кабинет")

Развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов учреждений образования Лепельского района: системный подход: презентация (Е.Ю.Серебро, методист ГУ "Лепельский районный учебно-методический кабинет")

* * * * * * * 

Тимофеева, А.Н. Мастер-класс с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме ”Скажи наркотикам нет“!  / А.Н. Тимофеева // Вестник ВОИРО. – 2023. – №2(7). – С.44-46

Рыбачёнок, С.В. Взаимодействие учреждения образования с родителями и общественностью через активные формы и методы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы / С.В. Рыбачёнок // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.41-43

Бондарева, Т.М. Использование методик интерактивной работы «форум-театр» и «театр-вербатим» при профилактике зависимостей у подростков / Т.М. Бондарева // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.61-62

Томашевич, Т.А. Организация и реализация социального проекта «Подросток без конфликта. Академия счастливого детства» / Т.А. Томашевич // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.62-64

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся с использованием интерактивных форм: из опыта работы специалистов СППС учреждений образования Витебской области

Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области

Формирование родительских компетенций в ходе реализации образовательной программы «Осознанное родительство»: из опыта работы педагогов-психологов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района». В 2 ч. Часть 1 Часть 2

Межведомственное взаимодействие и координация деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних: из опыта работы ГУО «Социально-педагогический центр Поставского района»

«Летняя школа общения» как форма организации школьного профильного лагеря дневного пребывания: материалы из опыта работы педагога-психолога ГУО "Средняя школа №4 г.Витебска" А.И.Шелопухо 

Использование методов ландшафтной арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений (из опыта работы педагога-психолога ГУО «Студёнковская детский сад – средняя школа Сенненского района» Печеньковой Н. В.)

Внедрение модели воспитательной работы по формированию самоохранительного поведения учащихся через организацию волонтёрской деятельности в рамках подхода «равный обучает равного»: из опыта работы специалистов учреждений образования Витебской области

Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтёрской деятельности в системе общего среднего образования Витебской области

Организация проектной деятельности в условиях социально-педагогического центра (из опыта работы Государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр Глубокского района»)

 

МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Должностные обязанности специалистов СППС 

Нормативные правовые, инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность специалистов СППС

Основные направления реализации программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП

Просветительская деятельность специалистов СППС с родителями

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

Методическое обеспечение деятельности специалистов СППС учреждений общего среднего образования, СПЦ по актуальным направлениям деятельности (презентация)

Профилактика нарушений поведения детей в учреждениях образования 

Организация школьной службы медиации

Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению

Методические рекомендации по реабилитационной работе с неблагополучными семьями (архив zip)

Комплект книг по работе с детской травмой (архив zip)

Комплект книг по успешному родительству

Профилактика наркопотребления среди старшеклассников: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования

Ранняя профилактика домашнего насилия: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Словарь профессионального замещающего родителя (приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа)

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Планы повышения квалификации педагогов в ВОИРО

АТТЕСТАЦИЯ

Педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений образования имеют право сдать квалификационный экзамен при прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию в Витебском областном институте развития образования. Дополнительная информация - по ссылке.


Телефоны экстренной психологической помощи

 

 Детский правовой сайт (получить правовую помощь, куда обращаться, как поступить) - www.mir.pravo.by 

Сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации - http://pomogut.by 

Сайт для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети http://kids.pomogut.by/ 

Бесплатная консультация психолога для подростков онлайн (10-19 лет) и законных представителей - https://talk2ok.by/ 

Кризисная комната Территориального центра социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска

Республиканский центр психологической помощи