Областные творческие (исследовательские) проекты

Областная творческая (исследовательская) деятельность

Областная творческая (исследовательская) деятельность является дополнительной функцией учреждения образования по разработке и реализации социально-педагогически значимых проектов, определяющих стратегию образовательной политики Витебского региона.

Областная творческая (исследовательская) деятельность – это деятельность субъектов системы образования по различным приоритетным  направлениям в сфере образования, направленная на целенаправленное совершенствование образовательного процесса, качественное обновление педагогической деятельности на основе новшеств, и как результат – повышение качества образования.

Целью областной творческой (исследовательской) деятельности государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» является обеспечение управления региональной инновационной системой на основе комплекса организационных, технологических, экономических и правовых мер, направленных на целенаправленное, скорректированное регулирование инновационной работы для реализации приоритетных направлений государственной инновационной политики в сфере образования.

Цель областной творческой (исследовательской) деятельности в учреждениях образования области ориентирована на выполнение следующих задач:

- активизировать инициативную педагогическую деятельность, способствующую развитию новой образовательной практики и решению актуальных задач образования;

- активно использовать творческий потенциал педагогических кадров;

-создавать условия для самореализации педагогических кадров, повышения результативности их профессиональной деятельности;

- способствовать развитию научно-педагогических исследований, открывающих пути к эффективному развитию учреждений образования;

- обеспечивать развитие системы образования региона с учётом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Организационное и научно-методическое сопровождение областной творческой (исследовательской) деятельности осуществляет государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

Система управления областной творческой (исследовательской) деятельностью в учреждениях образования Витебской области представлена следующим образом

При организации областной творческой (исследовательской) деятельности все вновь представленные проекты учреждений образования подвергаются экспертной оценке на заседании экспертного совета института.

Членами экспертного совета выступают высококвалифицированные специалисты отделов (управлений) по образованию рай(гор)исполкомов, методисты Витебского областного института развития образования, педагогические работники учреждений образования области, консультанты областных творческих (исследовательских) проектов и руководители учреждений образования, имеющие эффективный опыт инновационной деятельности, научные работники учреждений высшего образования.

 Экспертный совет института принимает решение об организации, о продолжении, завершении областной творческой (исследовательской) деятельности и формирует предложения в главное управление по образованию Витебского областного исполнительного комитета по перечню учреждений образования, на базе которых будет осуществляться реализация областных творческих (исследовательских) проектов.

В 2021/2022 учебном году в учреждениях образования Витебской области реализуются 57 областных проектов по творческой (исследовательской) деятельности в 218 учреждениях образования.

Сотрудники Витебского областного института развития образования активно выступают в качестве разработчиков и консультантов областных творческих (исследовательских) проектов. Так, в 2021/2022 учебном году 17 сотрудников института выступают в качестве консультантов 34 проектов.

Сотрудники института – консультанты областных творческих (исследовательских) проектов

№ п/п

Ф.И.О., должность

 

Тема областного творческого (исследовательского) проекта

1.     

Остапюк О.В., начальник отдела дошкольного образования государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

1.     

 

 

Формирование экологической грамотности

воспитанников 4-7 лет средствами проектной

деятельности и наглядного моделирования

2.     

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края

3.     

Цифровые ресурсы как средство совершенствования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

4.     

Формирование ценностно-этических норм общения у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы

2.     

Шарай И.И.,  методист  отдела дошкольного образования государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

5.     

Внедрение программы ”Информатика без розетки“ в образовательный процесс учреждения дошкольного образования

6.     

Фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы ў дзяцей дашкольнага ўзросту

7.     

Создание системы работы по развитию навыков здорового образа жизни средствами детского туризма

3.     

Шингарева С.М., методист центра руководящих кадров, специалистов образования и инновационной деятельности государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

8.     

Внедрение модели допрофильного и профильного обучения в системе сетевого взаимодействия ”Школа-ССУЗ-ВУЗ-предприятие“ как формы профориентационной работы с целью, профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся

4.     

Пикулик В.В., начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

9.     

Внедрение модели формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса через геоэкологическое краеведение

5.     

Зязюлькин П.В., методист центра руководящих кадров, специалистов образования и инновационной деятельности государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

10.  

Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

6.     

Молодовская О.В., методист информационно-аналитического отдела государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

11.  

Внедрение модели социо-игровой технологии как средство формирования метапредметных компетенций учащихся I и II ступеней общего среднего образования

7.     

Гур Я.В., методист центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

12.  

Исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения эффективности образовательного процесса учреждения образования

8.     

Шадрина Е.Н., методист центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

13.  

Рабочие листы - эффективная система работы с интеллектуально  одаренными и высокомотивированными учащимися

9.     

Замостоцкая Т.В., методист отдела дошкольного образования государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

14.  

Развитие познавательных способностей у детей 5-7 лет посредством технического конструирования

15.  

Формирование интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр

10.  

Волкова О.В., проректор по научно-методической работе государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

16.  

Формирование социально-ценностных компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-нравственной воспитательной работы

17.  

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной деятельности учащихся I ступени общего среднего образования

18.  

Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы

школы

19.  

Проектная деятельность как условие формирования общеучебных умений и навыков учащихся

11.  

Пашкевич А.А., методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

20.  

Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий

21.  

Формирование у учащихся начальной школы ценностного отношения к здоровому образу жизни

12.  

Фокина И.В., методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

22.  

Внедрение модели  читательской компетентности учащихся I ступени общего среднего образования в процессе обучения предметам гуманитарного цикла

13.  

Лазинская О.В., методист центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

23.  

Формирование метапредметных компетенций учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий на I ступени общего среднего образования

14.  

Воронецкая Н.А., методист отдела дошкольного образования государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

24.  

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

25.  

Современные подходы и технологии в физкультурно-оздоровительной работе

учреждения дошкольного образования

26.  

Организация деятельности детского библиотечного центра как ресурса развития речевого творчества детей дошкольного возраста

15.  

Лазуков С.А., методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

27.  

Внедрение модели гражданско-патриотического воспитания школьников на основе историко-культурного наследия родного края

28.  

Внедрение модели формирования правовой культуры обучающихся  посредством развития навыков успешного социального взаимодействия и безопасного поведения

29.  

Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся посредством изучения историко-культурного наследия родного края

30.  

Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений

31.  

Внедрение модели сотрудничества в шестой день пятидневной учебной недели в рамках организации выставочной деятельности ”Субботний день в дружеском формате: Великосельская АРТ-галерея“

16.  

Артемёнок А.Г., методист центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

32.  

Внедрение этнокультурных технологий для расширения и обогащения образовательной среды учреждения образования

17.  

Егоренко Е.Е., методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы государственного учреждения дополнительного  образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“

33.  

Внедрение модели экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития

34.  

Внедрение модели ”Школа юного предпринимателя“ как основы формирования предпринимательских компетенций учащихся

С 2019 года в учреждениях образования региона реализовываются межрегиональные проекты «Моделирование и создание персонифицированной системы воспитания ребенка» (срок реализации: 2019 - 2022 уч. г.); с 2021 – 2022 уч.г. началась реализация нового межрегионального проекта «Развитие продуктивной профессионально-личностной позиции классного руководителя в современной ситуации воспитания школьников» консультантом которых является Степанов Е.Н., заведующий кафедрой теории и методики воспитания, руководитель научной лаборатории проблем воспитания государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».

Алгоритм организации областной творческой (исследовательской) деятельности

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки

проведения

Ответственные

1.     

Разработка областного творческого (исследовательского) проекта

до 15 мая

разработчики и консультанты областных творческих (исследовательских) проектов

2.     

Подача заявок на участие в областной творческой (исследовательской) деятельности, проектов, претендующих на открытие в предстоящем учебном году в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

не позднее

10 мая

руководители учреждений образования

3.     

Первичная экспертиза проектов, оценка готовности учреждения образования к осуществлению областной творческой (исследовательской) деятельности по проекту

10 - 15 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

4.     

Подача обобщенной заявки на участие в областной творческой (исследовательской) деятельности, проектов, получивших положительную экспертную оценку районного экспертного совета, в Витебский областной институт развития образования

до 20 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

5.     

Экспертиза областных творческих (исследовательских) проектов, подготовка заключений о включении /невключении в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих областную творческую (исследовательскую)  деятельность

не позднее

15 августа

экспертный совет Витебского областного института развития образования

6.     

Представление в главное управление по образованию Витебского облисполкома предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году областную творческую (исследовательскую) деятельность

не позднее

20 августа

Витебский областной институт развития образования

7.     

Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение областной творческой (исследовательской)  деятельности

не позднее

1 сентября

главное управление по образованию Витебского облисполкома;

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

областная творческая (исследовательская)   деятельность

8.     

Организация и проведение областной творческой (исследовательской) деятельности в учреждениях образования в соответствии с проектом и программой реализации

сентябрь-март

руководители учреждений

образования,

консультанты проектов

9.     

Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом областной творческой (исследовательской) деятельности в учреждениях образования

сентябрь-март

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; консультант проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

областная творческая (исследовательская) деятельность

10.  

Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам областной творческой (исследовательской) деятельности (по мере необходимости)

постоянно

Витебский областной институт развития образования

11.  

Представление справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома (после согласования с консультантом проекта)

до 10 мая

консультант проекта; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

областная творческая (исследовательская) деятельность

12.  

Представление в Витебский областной институт развития образования отчета о результатах областной творческой (исследовательской) деятельности:

- промежуточный отчет

- итоговый отчет

 

 

 

 

до 25 мая

до 30 мая

отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома

 

13.  

Подготовка методических рекомендаций по внедрению результатов завершившегося областного творческого (исследовательского)  проекта в массовую образовательную практику

до 1 декабря

консультант проекта;

руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется

областная творческая (исследовательская) деятельность

 

Алгоритм написания  областного творческого (исследовательского) проекта

(для консультантов и разработчиков проекта)

Подготовка и разработка областного творческого (исследовательского) проекта связаны прежде всего с поиском, выдвижением и воплощением в практику инновационных педагогических идей. Инновационная идея возникает тогда, когда ощущается общая неудовлетворенность существующим состоянием дел, и там, где люди начинают задумываться, каким образом всё это можно изменить.

Инновационная  идея вносит радикальные изменения в педагогический процесс, его содержание, организацию, управление. Правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом будущего успеха или неудачи  областной творческой (исследовательской) деятельности  и в целом развития. Именно идеи – это тот старт, исходный уровень, с которого начинается разработка областного творческого (исследовательского) проекта и  путь к желаемому результату.

Любая идея как возможность решения конкретной педагогической проблемы нуждается в теоретическом обосновании, в четкой разработке и лаконичной формулировке. Помогают мозговые атаки, дискуссии, отчеты, самоанализ и коллективный проблемно-ориентированный анализ деятельности и её результатов.

Принятая, осмысленная и четко сформулированная идея становится темой областного творческого (исследовательского) проекта и содержанием деятельности по внедрению нового, по достижению качественно нового результата.    

Областной творческий (исследовательский) проект – это стратегия и тактика деятельности педагогического коллектива по достижению поставленной цели обновления образовательного процесса по одному из направлений.

Областной творческий (исследовательский) проект содержит:

Структурный компонент областного творческого (исследовательского) проекта

 

Рекомендации

 

1. Полное название областного творческого (исследовательского) проекта

Тема проекта должна быть актуальной, значимой для региональной системы образования. Она не должна дублировать ранее реализованные проекты.

В формулировке темы  должны быть отражены объект, предмет, цель предстоящей деятельности. Тема должна быть конкретной, точной.

2. Данные о руководителе и консультанте(-ах) проекта

Указывается:

- Фамилия, имя, отчество полностью.

- Должность и место работы.

- Ученая степень и (или) ученое звание.

3. Сроки реализации проекта

Определение продолжительности творческой (исследовательской) деятельности в годах.

Примечание. Продолжительность областной творческой (исследовательской) деятельности в учреждении образования может составлять от 1 года до 5 лет.

Продолжительность проекта обусловлена его целями, содержанием, объектом и предметом исследования.

4. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление областного творческого (исследовательского) проекта

 

Указывается перечень учреждений образования, на базе которых предполагается осуществление областной творческой (исследовательской)  деятельности.

 

5. Актуальность областного творческого (исследовательского) проекта

Описание проблем и противоречий в действующей практике обучения и воспитания, которые делают целесообразным введение новых содержания, средств, методик, технологий, форм обучения и воспитания и др.

Описание значимости нововведения для системы образования.

6. Формулировка цели и задач

Цель проекта – обоснованное представление об общих конечных (ожидаемых) результатах творческой (исследовательской)  деятельности.

Задачи – этапы достижения цели творческой (исследовательской) деятельности. Задачи должны соответствовать цели, давать представление о том, какие «подпроблемы» нужно решить в ходе творческой (исследовательской) деятельности.

 Формулировка цели как ожидаемого результата и задач (шагов по достижению этой цели) не повторяет тему проекта, а подчеркивает, с какой целью этот проект реализуется.

Например, целью проекта «Внедрение технологии многомерных дидактических инструментов» может быть «Развитие системного мышления учащихся средствами многомерной дидактической технологии» или «Формирование и развитие учебных компетенций учащихся средствами многомерной дидактической технологии», а может быть и такая цель «Повышение качества образования учащихся через использование многомерных дидактических инструментов».

Важно, чтобы тема и цель проекта соответствовали друг другу, а также статусу и возможностям учреждения образования.

Задачи проекта формулируются не как новые цели или перефразирование основной цели. Это лишь шаги, практические меры  по достижению основной цели.

Например, создание необходимых условий для (с перечислением) / составление аннотированных списков литературы по теме проекта и собеседования с педагогами по прочитанной литературе / это организация или разработка системы непрерывного повышения квалификации педагогов по теме проекта /организация постоянно действующих семинаров и тренингов /разработка и реализация локальных проектов в рамках большого проекта / подготовка сборников материалов и методических рекомендаций по теме проекта и т.д.

 

7.Теоретическое обоснование областного творческого (исследовательского) проекта

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан областной творческий (исследовательский)  проект. Здесь указываются темы научных исследований, формулируются основные положения научных исследований (теорий, концепций), которые положены в основу разработки проекта.

 

8. Критерии и показатели оценки результатов областного творческого (исследовательского) проекта

Критерии оценки – параметры, на основании которых производится оценка эффективности творческой (исследовательской) деятельности.

В качестве критериев оценки эффективности нововведений могут рассматриваться: уровень обученности учащихся по учебным предметам, уровень воспитанности и личностное развитие, уровень мотивации учебной деятельности, развитие индивидуальных способностей обучающихся, функциональное состояние учащихся и педагогов (уровень утомления, работоспособности) и др.

Показатели – это характеристики (проявления) критериев оценки эффективности нововведения.

Оценка результатов творческой (исследовательской) деятельности осуществляется на основе соотнесения исходных и достигнутых результатов образовательного процесса (согласно принятым в проекте критериям и показателям) на начало и конец данного этапа или периода творческой (исследовательской) деятельности.

Оценка эффективности творческой (исследовательской) деятельности может быть представлена в виде таблицы, в которой отображаются критерии оценки результатов творческой (исследовательской) деятельности и показатели оценки результатов творческой (исследовательской) деятельности.

 

9. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Описание требований к:

-   педагогическим  кадрам,   которые   будут   осуществлять программу творческой (исследовательской) деятельности: квалификационная категория, необходимые профессиональные умения и др.;

- материально-технической   базе   учреждения образования,   на   базе   которого   предполагается   осуществлять творческую (исследовательскую)   деятельность: наличие   необходимых средств обучения, помещений и др.

 

10. Финансово-экономическое обоснование областного творческого (исследовательского) проекта

Описание затрат на проведение областного творческого (исследовательского) проекта.

Описание   практической   и   социальной   значимости проекта.

11. Список использованных источников

Указывается перечень источников литературы, использованных при разработке проекта.

 

12. Программа реализации областного творческого (исследовательского) проекта

Программа является основой для разработки календарного плана творческой (исследовательской)  деятельности в учреждении образования и включает в себя четыре этапа: подготовительный, диагностический, практический и обобщающий.

Подготовительный этап предполагает создание психолого-педагогического, методического обеспечения реализации инновационной модели, заложенной в проекте.

Диагностический этап предполагает изучение индивидуальных характеристик учащихся (в соответствии с целью творческого (исследовательского) проекта), уровня психологической готовности педагогических работников и учащихся к работе в рамках проекта; профессиональных предпочтений и затруднений участников проекта в реализации индивидуальных планов творческой (исследовательской) деятельности.

Практический этап - это реализация планов творческой (исследовательской) деятельности (с учетом их коррекции по результатам анализа промежуточных результатов).

Обобщающий этап - итоговая диагностика индивидуальных характеристик обучающихся, анализ и обобщение полученных результатов творческой (исследовательской) деятельности и пути их достижения.

Сроки этапа творческой (исследовательской) деятельности могут составлять от нескольких месяцев до одного учебного года.

Программа реализации областного творческого (исследовательского) проекта может быть представлена в таблице.

 

13. Календарный план реализации областного творческого (исследовательского) проекта

Календарный план – документ, определяющий последовательность мер по достижению целей конкретного этапа (этапов) реализации проекта, составляется в соответствии с программой реализации областного творческого (исследовательского) проекта.

План конкретизирует содержание работы участников проекта на конкретном этапе (этапах), определяет последовательность мероприятий, временные границы (сроки); ответственных за ход и результаты работы.