В данном разделе будут приведены ответы на часто задаваемые вопросы, которые получают методисты института. 

На какие актуальные вопросы при преподавании учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования необходимо обратить внимание?

География Беларуси

В учебном пособии «География Беларуси» для IX класса, изданном в 2019 году, приведены статистические данные за 2017–2018 годы. В связи с этим при организации образовательного процесса 2023/2024 учебном году необходимо использовались актуальные статистические данные при изучении тем «География населения Беларуси», «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси», «Области и город Минск».

Обращаем внимание, что при изучении темы 5 «География населения Беларуси» следует использовать обновленные статистические данные за 2022 год. Необходимую информацию можно получить из интернет-ресурсов: официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), разделы «Население и миграция» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/) и «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/).

В качестве дополнительного материала целесообразно использовать информацию о социальной роли молодежи и формах ее занятости, социальной и семейной политике, внимании государства к многодетным семьям и пожилым людям, поддержке государством одаренной молодежи. В качестве источника информации можно использовать материалы учебного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (темы «Социальная сфера», «Молодость – время выбора», «Молодежная политика»).

Справочно:

 Учебное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» вручается каждому учащемуся, достигшему возраста получения паспорта.

Также можно предложить учащимся выполнить задания по данной тематике. Например, «Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получению трудовых навыков в Республике Беларусь организуется временная трудовая занятость молодежи. Для учащихся с 14 лет организована вторичная занятость, студенческие отряды, работают лагеря труда и отдыха. В каких из перечисленных форм временной трудовой занятости вы принимали участие? Стали ли вы частью экономически активного населения страны? Свой ответ обоснуйте».

При изучении темы 6 «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси» необходимо актуализировать учебный материал по изучению национальной экономики страны, географии внешней торговли, структуре иностранных инвестиций. Рекомендуется использовать информацию, представленную в статистических сборниках «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/), «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/selskoe-hozyaistvo/selskoe-khozyaystvo/statisticheskie-izdaniya/), «Промышленность Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/promyshlennost/publikatsii_13/), «Транспорт в Республике Беларусь, 2022» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ofitsialnye-publikatsii_11/, размещенных на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by).

Для актуализации учебного материала по изучению национальной экономики страны можно также использовать материалы республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»). Информационно-методические материалы проекта «ШАГ» размещены на национальном образовательном портале https://vospitanie.adu.by/ / Организация воспитания / Школа Активного Гражданина

Справочно:

 В 2022/2023 учебном году ключевая идея проекта заключалась в том, чтобы рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. В частности, в рамках проекта рассмотрены темы:

«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений);

«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии);

«Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны);

«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

При изучении основных видов экономической деятельности и отраслей хозяйства Беларуси следует использовать обновленные статистические данные по работе отдельных предприятий. Необходимая информация содержится на официальных сайтах предприятий, а также официальных сайтах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (https://www.minpriroda.gov.by), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (http://mshp.gov.by/ru/?iecbaaaaiecbaimg), Министерства промышленности (https://minprom.gov.by/). Также можно предложить учащимся выполнить задания по анализу обновленных статистических данных: объяснить причины изменений в структуре посевных площадей и структуре валового сбора зерновых культур, картофеля, технических культур; построить диаграммы, отражающие динамику объема производства транспортных средств, объяснить причины выявленных тенденций.

Для воспитания у учащихся патриотизма на принципах идеологии белорусского государства рекомендуется включить в содержание уроков по географии Беларуси дополнительный материал об основных государственных программах, отражающих приоритеты социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, информация о которых размещена на сайте Министерства экономики Республики Беларусь: https://economy.gov.by/ru/gos-progr-2021-25-ru/. Целесообразно ознакомить учащихся с государственными программами на 2021–2025 годы, например, такими как «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Социальная защита» (при изучении темы «География населения Беларуси»), «Аграрный бизнес», «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы», «Образование и молодежная политика», «Цифровое развитие Беларуси» (при изучении темы «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси»).

В качестве дополнительного материала рекомендуется также включить информацию о реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf).

При изучении темы 7 «Области и город Минск» рекомендуется использовать актуальную информацию и обновленные статистические данные, размещенные на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), а также на официальных сайтах исполнительных комитетов (Брестский областной исполнительный комитет – https://brest-region.gov.by/ru, Витебский областной исполнительный комитет – https://vitebsk-region.gov.by, Гомельский областной исполнительный комитет – https://gomel-region.by, Гродненский областной исполнительный комитет – https://grodno-region.by, Могилевский областной исполнительный комитет – https://mogilev-region.gov.by, Минский областной исполнительный комитет – https://minsk-region.gov.by, Минский городской исполнительный комитет – https://minsk.gov.by) .

 

Обществоведение

При изучении тем «Основной закон государства», «Права человека и гражданина в Республике Беларусь», «Государственная власть в Республике Беларусь» (IX класс), «Правовая система Республики Беларусь» (XI класс) необходимо акцентировать внимание учащихся на основных изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Одной из форм ознакомления учащихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь может быть проведение тематических информационных пятиминуток, освещающих содержание обновленной Конституции, на каждом уроке по учебному предмету «Обществоведение».

При изучении учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне для изучения текста обновленной Конституции можно использовать уроки защиты мини-проектов, предусмотренные примерным КТП.

В кабинете истории и обществоведения необходимо иметь тексты Конституции Республики Беларусь, принятой в 2022 году.

При изучении в XI классе темы «Цивилизация как культурно-исторический процесс» необходимо уделить особое внимание рассмотрению вопроса о цивилизационной идентичности Беларуси, основу которой составляют христианские традиции и славянские корни. Белорусский этнос прошел большой и длительный путь зарождения и развития и сформировался как восточнославянский народ с набором специфических черт, вытекающих из геополитического положения, уникальности исторического пути развития, своеобразия духовно-ментальных структур и архетипов сознания.

По мнению белорусских исследователей, восточнославянские народы благодаря сохранению стремления к духовно-ценностному отношению к реальности и натурфилософского органицизма как соразмерности природе могут стать инициатором нового цивилизационного поворота.  

Находясь в составе восточнославянской цивилизации, белорусская культура имеет свою специфику. Особенности белорусской культуры заключаются в уважительном отношении и признании инаковости, веротерпимости, коллективном труде на основе взаимопомощи и взаимовыручки (специфической формой выступает толока как совместный труд или коллективная помощь в хозяйственной работе), важности личных отношений между людьми.

 История Беларуси. «Мая Радзіма – Беларусь».

В процессе обучения истории Беларуси необходимо обеспечить доведение до учащихся основных постулатов государственной исторической политики.

Обращаем внимание, что в содержание темы «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х гг. ХХ – начале XXI в» (IX, XI классы) в 2022/2023 учебном году включены вопросы:

выборы Президента Республики Беларусь 2020 г.;

Республиканский референдум 27 февраля 2022 г., принятые на нем изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;

Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь

При изучении этих вопросов необходимо использовать информацию, размещенную на официальных сайтах:

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: https://president.gov.by/ru 

Официальный сайт Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь: https://house.gov.by/ru 

Официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: http://www.sovrep.gov.by/ru/ 

Обращаем внимание на то, что в соответствии с требованиями к результатам учебной деятельности учащиеся IX класса должны:

знать основные события истории Беларуси в 1990-е – начале XXI в., их даты (в том числе, принятие Конституции Республики Беларусь, республиканские референдумы). В перечень дат, обязательных для запоминания, включены: 27 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года;

знать определение исторического понятия «Всебелорусское народное собрание»;

уметь характеризовать основы государственного строя Республики Беларусь, результаты республиканских референдумов с использованием выдержек из документов.

Для достижения указанных выше результатов целесообразно организовать практическую работу учащихся с текстом Конституции Республики Беларусь (2022 г.).

В учреждениях образования рекомендуется оформить информационные стенды, освещающие изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

При изучении вопроса о государственных символах Республики Беларусь необходимо акцентировать внимание учащихся:

на обновлении отдельных элементов государственной символики, произошедшем в 2014 году;

на изменении названия государственного праздника – во второе воскресенье мая в Беларуси празднуется День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна.

Особое внимание учащихся следует обратить на то, что перечень государственных праздников пополнился Днем народного единства (17 сентября). При изучении соответствующих тем на уроках и на внеурочных мероприятиях необходимо раскрывать исторический и современный смысл этого праздника.

При изучении тем «Внешняя политика Республики Беларусь» (IX класс), «Геополитическое положение Республики Беларусь на рубеже ХХ–ХХІ вв.» (XI класс) необходимо использовать актуальную информацию, размещенную на официальном сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь: https://mfa.gov.by/ 

Вопросы внешней политики Республики Беларусь в курсе «Мая Радзіма – Беларусь» (IV класс) также необходимо трактовать с учетом новой Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств» (статья 18).

Обращаем внимание на то, что оценка исторических событий и исторических личностей должна соответствовать принципам исторической политики Республики Беларусь. В частности, необходимо объяснять учащимся:

униатская церковь на белорусских землях сыграла большую роль в сохранении белорусского языка, но в XVIII в. начался процесс полонизации богослужения в униатской церкви, а в 1696 г. польский язык утвердился в качестве единственного государственного в ВКЛ;

Конституция 3 мая 1791 г. окончательно ликвидировала суверенитет ВКЛ и закрепляла статус Речи Посполитой как унитарного польского государства;

Т. Костюшко – патриот Польши, его цель – возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. Белорусам поражение восстания Т.Костюшко и разделы Речи Посполитой позволили сохраниться как народу;

война 1812 г. была Отечественной для Беларуси; в составе наполеоновской армии воевали представители шляхты с территории Беларуси, мечтавшие о восстановлении Речи Посполитой;

восстания 1830-1831 гг., 1863-1864 гг. были направлены на возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г.;

К. Калиновский боролся за возрождение Речи Посполитой. «Мужыцкая праўда» содержала призывы к террору против российских властей и их сторонников. Целью её издания было втягивание белорусских крестьян в борьбу за польские интересы;

период нахождения Беларуси в составе Российской империи сыграл большую роль в оформлении национальной белорусской государственности. Включение белорусских земель в состав Российской империи явилось решающим фактором, который позволил остановить полонизацию белорусов, содействовал возрождению и развитию национально-духовных традиций;

общественно-политическая жизнь в БССР в 1930-ые гг. была чрезвычайно сложной и разнообразной. Строительство социалистической системы открыло перспективу и смысл жизни для широких народных масс. В общественном сознании поддерживались и укреплялись «чувство единой семьи», глубокие патриотические убеждения, желание построить справедливое общество. Вместе с тем имели место искажения принципов справедливости и законности в условиях осуществления политических репрессий.

При изучении в IX классе темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.» необходимо включить в содержание урока информацию о деятельности и преступлениях коллаборационистских формирований различных национальностей. В качестве источника информации необходимо использовать учебное пособие для учащихся 5-9 классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2023).

Белорусская литература

При изучении белорусской литературы в XI классе (Тэма «Развіццё беларускай літаратуры ў 1960-я – пачатку 1990-х гадоў. Агляд») особое внимание необходимо уделить произведениям, посвященным героизму белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и памяти многочисленных жертв среди мирного населения на оккупированной белорусской земле. Это, в первую очередь, «Хатынская аповесць» А. Адамовича и книга, основанная на реальном материале, конкретных фактах, воспоминаниях жителей деревень, сожженных фашистами, – «Я з вогненнай вёскі…» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесникова. Писатели показывают звериный оскал фашизма, массовые проявления геноцида, преступления против белорусского народа и всего человечества. Эти произведения являются суровым обвинением фашизму.

При монографическом изучении повести В. Быкова «Знак бяды», рассуждая про героизм и подвиг нашего народа, необходимо сделать акцент на том, что автор не случайно выбрал своими героями не солдат, а пожилых людей, показал, как они переносили всю тяжесть военных невзгод, как сражались с врагом, и на примере их судеб отобразил величие своего народа и его трагедию.

Повести В. Быкова «Сотнікаў» и «Абеліск» предложены для изучения на уроках белорусской литературы на повышенном уровне. С целью формирования у учащихся ценностных ориентиров, всестороннего осмысления событий Великой Отечественной войны рекомендуется предложить одну из этих повестей для самостоятельного чтения и дальнейшего обсуждения на уроках дополнительного чтения при изучении белорусской литературы на базовом уровне.

При изучении в Х классе рассказов М. Горецкого «Літоўскі хутарок» и «Дзве душы» на базовом и повышенном уровнях соответственно с целью раскрытия национальной идеи, специфики уклада жизни белорусов, народных традиций и ценностей рекомендуется предложить для самостоятельного чтения роман-хронику «Віленскія камунары» с дальнейшим обсуждением произведения на уроках дополнительного чтения.

При изучении темы «Літаратура Заходняй Беларусі» целесообразно организовать самостоятельное чтение учащимися поэмы Якуба Коласа «Рыбакова хата», посвященной жизни и революционной борьбе жителей Западной Беларуси за национальное и социальное освобождение от гнёта буржуазной Польши и объединение с СССР. Анализ произведения может быть проведен на уроке по заявленной теме или на уроке дополнительного чтения.

В VIII классе при изучении раздела «Эпічныя жанры» с целью воспитания гражданственности, патриотизма, формирования активной жизненной позиции учащихся целесообразно обратиться к повести М. Стрельцова «Адзін лапаць, адзін чунь» (для самостоятельного чтения), посвященной жизни послевоенной деревни. Тонкий психологизм в раскрытии внутреннего мира героев (глубокая впечатлительность, природная доброта и непосредственность мальчика Иванки; нравственная чистота, духовность и гуманизм деда Михалки) помогает увидеть лучшие качества человека, понять национальный характер белоруса.

При изучении в VII классе отрывка «Уроки пані Мар’і» из повести Я. Брыля «Сірочы хлеб», анализируя условия жизни простых людей, проживающих на оккупированной территории, необходимо акцентировать внимание на теме геноцида белорусского народа польскими властями в Западной Беларуси.

Для самостоятельного чтения в этом же классе также может быть предложена повесть Якуба Коласа «Дрыгва» про героическую борьбу белорусского народа в годы гражданской войны и партизанское движение на Беларуси. В этом произведении писатель показал рождение нового человека в условиях революционной борьбы. Дед Талаш, главный герой произведения, прошел путь от пастуха до командира партизанского отряда и вошел в пантеон героев Беларуси.

При изучении в V классе рассказа М. Лынькова «Васількі», в котором автор высказал своё отношение к теме «Дети и война», целесообразно обратиться к сборнику рассказов «Ніколі не забудзем», собранному и обработанному Я. Мавром. Этот сборник рекомендован учащимся 4 класса для внеклассного чтения.

Необходимо ли учащимся выполнять контрольную работу в иной срок, если они отсутствовали на занятии во время ее проведения по установленному графику?

Ответ:  В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 "Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования" в п. 14 определен порядок проведения промежуточной аттестации по наличию не менее трех отметок, в том числе не менее одной за выполнение учащимися заданий в письменной или практической форме. В связи с этим выполнение контрольной работы в иной срок не требуется.  

 

В новом издании от 07.07.2022г. "Методических рекомендациях по формированию культуры культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" прописано, что контрольная работа должна быть с дополнительным заданием. Скажите, пожалуйста, каков принцип отличия контрольного диктанта с дополнительным  заданием от ранее прописанного - контрольного диктанта с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.

Уважаемые коллеги! Да, в прошлом документе "Методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования" одним из видов обязательных контрольных работ по русскому и белорусскому языкам был контрольный диктант с грамматическим заданием на 1 ступени общего среднего образования. Грамматические задания обеспечивали контроль сформированности грамматических навыков, освоенных учащимися на занятиях по русскому и белорусскому языках.

В новом документе, в приложении 3, в качестве контрольной работы по русскому и белорусскому языкам предложен контрольный диктант с дополнительным заданием.

Контрольный диктант с дополнительным заданием - комплексная работа, состоящая из диктанта и трех дополнительных заданий.В дополнительное задание контрольной работы можно включить материал, позволяющий проверить не только грамматические , но и фонетические, лексические и орфоэпические умения и навыки на соответствие требованиям учебных программ к результатам учебной деятельности по русскому и белорусскому языкам.

Дополнительное задание предлагается  составлять из трех частей. Учитель выбирает дополнительное задание с учетом уровня предшествующей подготовки своего класса: задания по содержанию, форме, количеству слов должны в полной мере соответствовать возрастным возможностям учащихся.


Как правильно написать название учреждения образования при оформлении обложки рабочей тетради по иностранному языку?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Костянко Александра Борисовна.

Согласно "Методическим рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования", на обложке тетради записывается сокращенное название учреждение образования в соответствии с уставом этого учреждения образования. Допускается записывать название ГУО в 2 строки (Глава 4, пп. 17,18). Примеры оформления обложки тетради приведены в приложении 1 "Методических рекомендаций..." на с.16.


Может ли воспитатель дошкольного образования при утреннем приеме самостоятельно отстранить воспитанника от пребывания в группе при обнаружении признаков заболеваемости?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Шарай Инна Ивановна.

Согласно Правилам безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования РБ 03.08.2022 №227, п.15), педагогический работник при приеме обучающегося в учреждение дошкольного образования должен опросить законных представителей о самочувствии ребёнка, самостоятельно осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в УДО.

З 2021/2022 навучальнага года ва ўстановах адукацыі з беларускай мовай навучання ўводзіцца новы вучэбна - метадычны комплекс па навучанню грамаце для 1 класа «БУКВАР» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. Мяне цікавіць, дзе можна азнаёміцца з метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пісьмо 1» «Пропісь 2», «Пісьмо»?

Отвечает методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна.

Паважаныя калегі! З метадычнымі рэкамендацыямі па рабоце з вучэбнымі дапаможнікамі «Буквар», «Пропісь 1», «Пропісь 2», «Пісьмо» аўтары В.І.Свірыдзенка, В.І. Цірынава. для 1 класа устаноў адукацыі з беларускай мовай навучання можна на нацыянальным адукацыйным партале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы. Таксама метадычныя распрацоўкі вучэбных заняткаў па прадмеце «Навучэнне грамаце» размешчаны ў часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» з №4 2021 года.

Могут ли педагоги УПТО и УССО Витебской области проходить повышение квалификации в Витебском областном институте развития образования?

Отвечает начальник учебно-методического управления Укроженко Татьяна Степановна.

В Витебском областном институте развития образования могут проходить педагоги-предметники, работающие в УПТО и УССО.

Для учащихся каких классов могут быть организованы факультативные занятия в субботу?

Отвечает начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пикулик Валентина Владимировна.

Согласно приказу №21 от 19.01.2017 «О совершенствовании организации шестого школьного дня» в субботу могут быть организованы факультативные занятия для учащихся 9-11 классов.

На основании какого нормативного документа учителю-логопеду организовывать коррекционные занятия в условиях вспомогательной школы? Необходимо ли организовать пункт коррекционно-педагогической помощи либо кабинет логопедической работы?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №94 «Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь», главе 5 «Особенности организации образовательного процесса во вспомогательной школе (школе-интернате)», пункте 43 отмечается: «Во вспомогательной школе учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом). Для оказания логопедической помощи учащиеся объединяются в группы».

В соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования и типовыми штатами и нормативами численности работников специальных общеобразовательных школ-интернатов и вспомогательных школ-интернатов (Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22) во вспомогательных школах (школах-интернатах) для оказания логопедической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью вводится 1 штатная единица учителя-дефектолога.

На логопедические занятия в первую очередь зачисляются дети, у которых в рекомендациях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации указано «Занятия по развитию речи».

Организация пункта коррекционно-педагогической помощи на базе вспомогательной школы (школы-интерната) является невозможным, так как он является структурным подразделением учреждений дошкольного и общего среднего образования и открывается для лиц, осваивающих содержание дошкольного или общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131).

Понятия «кабинет логопедической работы» нет в Кодексе об образовании Республики Беларусь.

Отсюда следует, деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) вспомогательной школы (школы-интерната) основывается на тарификации учреждения специального образования, согласно которой осуществляется зачисление необходимого количества лиц с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения речи, и составление расписания коррекционных занятий с ними с учетом специфических санитарно-эпидемиологических требований к их продолжительности (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).

Подскажите, пожалуйста, где можно узнать результаты конкурса «IДЭЯ», который проходил в 2021 году?

Отвечает Сулим Наталья Владимировна, методист Центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества

Результаты конкурса представлены на сайте института на странице конкурса (Главная — Деятельность — Организационно-методическая деятельность — Конкурсы. Олимпиады. Выставки — Конкурсы — Конкурс «ІДЭЯ» (Інтэлектуальны Дасведчаны Эфектыўны Я-педагог).

Если документы об участии (победе) в конкурсе получены на имя образовательной организации, как педагогическому работнику подтвердить персональное участие?

 

Для подтверждения персонального участия педагогического работника требуется приложить приказ руководителя образовательной организации о составе участников рабочей группы по подготовке к указанному мероприятию, за которое получена награда.

Каким образом составить календарно-тематическое планирование по учебным предметам, если отсутствуют учебные программы 2 отделения для организации обучения на дому в 5-9 классах по предметам «Человек и мир», «Предметно-практическая деятельность», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание»?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Отдельных учебных программ для обучения на дому не разрабатывалось и их разработка не планируется. Опираясь на данные уровня актуального развития ребенка с ОПФР, учитывая возможности его психофизического развития, можно ориентироваться на программы второго отделения вспомогательной школы «Человек и мир VII-IX классы» (Минск, НИО, 2006 г.), «Предметно-практическая деятельность I−IV классы» (Минск, НИО, 2017 г.), «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание I−IV классы» (Минск, НИО, 2010 г.), которые можно найти на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://asabliva.by.

Кто должен реализовывать образовательную область «Адаптивная физическая культура» в дошкольных группах ЦКРОиР при отсутствии в штатном расписании учреждения образования специалиста — инструктора по физическому воспитанию?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь 24.11.2017 № 144, типовые штаты государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предусматривают введение инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.

В Главе 5, пункте 30 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233) содержится следующая информация:

«Учебные занятия по образовательной области «Адаптивная физкультура» проводятся руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель».