ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС

Уважаемые педагоги-психологи и педагоги социальные!

Три основных преимущества работы в виртуальном методическом кабинете:

  • Вы можете работать в любое время и в любом удобном для вас месте. Главное – это наличие компьютера, подключенного к Интернету.
  • Вы сможете неоднократно обращаться к опубликованным информационным, программно-методическим, правовым, научно-теоретическим материалам. Вы можете читать их в электронном виде или самостоятельно распечатать.
  • Вы можете использовать все опубликованные материалы в профессиональной деятельности.

Мы рады встрече с Вами и надеемся, что посещение виртуального методического кабинета станет для Вас полезным и интересным.

Кураторы специалистов СППС Витебской области - методисты управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования

- педагогов социальных – Батурина Инесса Геннадьевнакаб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81;

- педагогов-психологов – Литвинова Ирина Александровнакаб. 309, конт. тел. 8-0212-63-61-81

Деятельность виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования специалистов СППС, познавательную деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов более эффективной.

Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание информационно-методической базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности специалистов СППС учреждения образования.

Разноплановая структура виртуального кабинета позволяет находиться в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому специалисту СППС найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно может реализовать свои профессиональные запросы и возможности.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №856 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 от 15.01.2019 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"

Изменения в постановлении №22 от 15.01.2019

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (01 октября 2019 года, в редакции 07 июля 2023 года)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №328 от 20 сентября 2022 года «О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи»

Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 184-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"»

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 104/402/272 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13»

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 456 "О вопросах профилактики правонарушений" 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством

Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения

Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (утверждены 01 февраля 2023 г.)

Методические рекомендации по определению индикаторов и показателей эффективности реализации
мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление
алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством

Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»

(Приложение 3 — Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования)

(Приложение 5 — Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся)

Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей

Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся I класса

Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся V класса

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2023/2024 учебном году»

Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ 

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры

Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях деятельности учреждения образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних..." 

Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения

Организационно-методические аспекты функционирования районного методического объединения: методические материалы

Научно-методическое обеспечение организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Предупреждение эмоционального выгорания педагога: практические материалы

Программа тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Памятка для педагогов "Как победить стресс"

15 шагов против эмоционального выгорания

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы

Школьная дезадаптация: причины возникновения и формы её проявления

Материалы семинара "Семейно-ориентированный подход в деятельности педагога социального" (архив .zip)

Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде: методические материалы. В 4 ч. (архив zip)

Насилие в семье и его последствия: методические материалы

Сущность и принципы семейно-ориентированного подхода в работе специалистов по защите детства

Семейный клуб "Надежда" (из опыта работы Горбачёвой Л. А., педагога-психолога ГУО "Средняя школа № 21 г. Орши")

Учебная программа факультативного занятия «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования 

Родительский университет

 
 

Материалы Национального образовательного портала 

Oнлайн-платформa "Родительского университета" Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка

Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации

Материалы тематического семинара «Родительский университет: эффективные формы работы с законными представителями» 11.11.2023

Дымская О.Н. Эффективные формы работы с законными представителями учащихся в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет»

Новикова Н.А. «Родительский университет» как воспитательный ресурс учреждения образования

Янчиленко Т.В. Формирование партнерских отношений школы и семьи в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» через цикл занятий с элементами тренинга «Связующая нить»

Васильева О.Н. Пресс-диалог как эффективная групповая форма работы с законными представителями

Янковская Ю.И. Родительский клуб с элементами арт-терапии как форма работы с законными представителями. Возможности использования песочной терапии в гармонизации детско-родительских отношений

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающих семей

Особый внутренний мир: что надо знать о ребенке из приемной семьи: методические материалы

Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сфер личности воспитанников замещающих семей: из опыта работы педагога-психолога ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» А.П.Шептун

Приемная и биологическая семья ребенка: важность взаимодействия

Замещающая семья как ресурс успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Взаимодействие специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования с замещающими семьями

 Профилактика противоправного поведения

Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Вестник ВОИРО. — 2022. — №1 (2). — С.26)

Современные формы и методы профилактики противоправного поведения обучающихся: методические рекомендации

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних: методические материалы

Работа с неблагополучными категориями подростков: методические материалы

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних

Научись говорить нет (.mp4)

Нить (.mp4)

Профилактика продажи наркотиков (.mp4)

Наркодилер (.mp4)

Родителям о синтетических наркотиках (.mp4)

Освободись от наркотиков (.mp4)

Сделай свой выбор (.mp4)

Смертельная вечеринка (.mp4)

Спайс (.mp4)

Я не употребляю наркотики (.mp4)

 

 

 Профилактика кризисных состояний, формирование культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни

 

Областной семинар-практикум «Организация работы педагога-психолога по выявлению и коррекции суицидоопасного поведения обучающихся» для педагогов-психологов учреждений общего среднего образования, СПЦ (архив материалов .rar)

Виртуальный каталог методических материалов для педагогов по организации работы, направленной на профилактику преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

  1. Парфенова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог УО ”Средняя школа № 25 г. Витебска“: Классный час для обучающихся 1-4 классов «Чего нужно опасаться при общении с незнакомыми людьми?»
  2. Рубацкая Валентина Олеговна, педагог-психолог ГУО "Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина": психологические занятия с младшими школьниками по формированию навыков личной безопасности, половой неприкосновенности
  3. Плиговка Анна Николаевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е.С.Зеньковой“: практическое занятие для обучающихся 1-4 кл. ”Правило пяти ”нельзя“. Как себя вести с незнакомыми людьми“
  4. Агафонова Ксения Андреевна, педагог-психолог ГУО ”Средняя школа № 9 г.Витебска“: урок-практикум «Защитим себя сами»
  5. Сапроненко Надежда Ивановна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 76 г. Витебска“: занятие для детей  дошкольного возраста старшей группы «Моя безопасность», беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Моя безопасность – в моих руках»; беседа для детей дошкольного возраста  старшей группы «Чтобы не случилось беды»; психологические рекомендации для родителей, педагогических работников «Половая неприкосновенность».
  6. Чернявская Елена Олеговна, педагог-психолог ГУО ”Детский сад № 84 г. Витебска“: занятия по обучению правилам безопасности детей дошкольного возраста «Путешествие на остров безопасности»

Проект «Школа как пространство доверия» (ГУО «Средняя школа №2 г. Новолукомля имени Ф.Ф. Озмителя»)

Занятие-практикум для родителей обучающихся ХI класса с элементами тренинга «Как уберечь ребёнка от зависимостей?» (2022 год)  (С.В.Редькина, Н.А.Крутовцова, И.А.Литвинова)

 

Мир школы без конфликтов: опыт работы ГУО "Средняя школа №11 г.Витебска" (фильм)

Организация классных часов по формированию культуры безопасного поведения подростков: методические рекомендации

Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности: методико-практические материалы

Основы полового воспитания в семье: методические рекомендации

Психологическая помощь в ситуации психологического суицидогенного кризиса

Деятельность педагога по профилактике ВИЧ-инфекции: информационно-методические материалы. В 2-х ч. Часть 1

Часть 2

Формирование жизненной устойчивости к социально-неблагоприятным факторам для школьников «Мы сами»: методические материалы

Метод профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних:  методические рекомендации

Классификация суицидального поведения

Диагностика и профилактика суицидального поведения среди детей и подростков: памятка для психологов и педагогов, родителей

Учебная программа факультативного занятия «Учимся жить в мире и согласии» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Мы – сами» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода „равный обучает равного“ для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

 Школа - территория здоровья 

Методические материалы

 

 Формирование информационной культуры

Использование блога как формы взаимодействия педагога с родителями и обучающимися: методические рекомендации 

Развитие информационно-компьютерных технологий и личность подростка: социально-психологический аспект

Актуальные вопросы организации профориентационной работы

Актуальные вопросы организации профориентационной работы на II ступени обучения в учреждениях общего среднего образования

 Диагностический инструментарий

Методы социально-педагогической диагностики в деятельности педагога социального

Использование проективных методик в диагностике и коррекции семейных отношений: методические материалы

Использование сети контактов в социально-педагогической деятельности

Диагностика по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних (аpхив zip)

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Методические материалы "Панорамы эффективного опыта работы педагогов-психологов учреждений образования Витебской области" 11 февраля 2022 г.

Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Лицей г.Новополоцка" Т.В.Янчиленко "Дарите свет, тепло, любовь" 

Презентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №16 г.Орши" О.Л.Орловой

Видеопрезентация профессиональной деятельности педагога-психолога ГУО "Средняя школа №12 г.Витебска имени Л.Н.Филипенко" Ю.В.Глинко

Современные подходы к организации методической работы с педагогами-психологами: презентация (Т.А.Парфёнова, руководитель методического объединения педагогов-психологов Первомайского района г.Витебска)

Условия успешного профессионального развития педагогов-психологов: презентация (И.В.Садыкова, методист ГУ "Новополоцкий городской учебно-методический кабинет")

Развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов учреждений образования Лепельского района: системный подход: презентация (Е.Ю.Серебро, методист ГУ "Лепельский районный учебно-методический кабинет")

* * * * * * * 

Тимофеева, А.Н. Мастер-класс с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме ”Скажи наркотикам нет“!  / А.Н. Тимофеева // Вестник ВОИРО. – 2023. – №2(7). – С.44-46

Рыбачёнок, С.В. Взаимодействие учреждения образования с родителями и общественностью через активные формы и методы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы / С.В. Рыбачёнок // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.41-43

Бондарева, Т.М. Использование методик интерактивной работы «форум-театр» и «театр-вербатим» при профилактике зависимостей у подростков / Т.М. Бондарева // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.61-62

Томашевич, Т.А. Организация и реализация социального проекта «Подросток без конфликта. Академия счастливого детства» / Т.А. Томашевич // Вестник ВОИРО. – 2022. – №3(4). – С.62-64

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся с использованием интерактивных форм: из опыта работы специалистов СППС учреждений образования Витебской области

Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области

Формирование родительских компетенций в ходе реализации образовательной программы «Осознанное родительство»: из опыта работы педагогов-психологов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района». В 2 ч. Часть 1 Часть 2

Межведомственное взаимодействие и координация деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних: из опыта работы ГУО «Социально-педагогический центр Поставского района»

«Летняя школа общения» как форма организации школьного профильного лагеря дневного пребывания: материалы из опыта работы педагога-психолога ГУО "Средняя школа №4 г.Витебска" А.И.Шелопухо 

Использование методов ландшафтной арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений (из опыта работы педагога-психолога ГУО «Студёнковская детский сад – средняя школа Сенненского района» Печеньковой Н. В.)

Внедрение модели воспитательной работы по формированию самоохранительного поведения учащихся через организацию волонтёрской деятельности в рамках подхода «равный обучает равного»: из опыта работы специалистов учреждений образования Витебской области

Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтёрской деятельности в системе общего среднего образования Витебской области

Организация проектной деятельности в условиях социально-педагогического центра (из опыта работы Государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр Глубокского района»)

 

МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Должностные обязанности специалистов СППС 

Нормативные правовые, инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность специалистов СППС

Основные направления реализации программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП

Просветительская деятельность специалистов СППС с родителями

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения 

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

Методическое обеспечение деятельности специалистов СППС учреждений общего среднего образования, СПЦ по актуальным направлениям деятельности (презентация)

Профилактика нарушений поведения детей в учреждениях образования 

Организация школьной службы медиации

Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению

Методические рекомендации по реабилитационной работе с неблагополучными семьями (архив zip)

Комплект книг по работе с детской травмой (архив zip)

Комплект книг по успешному родительству

Профилактика наркопотребления среди старшеклассников: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования

Ранняя профилактика домашнего насилия: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Словарь профессионального замещающего родителя (приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа)

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Планы повышения квалификации педагогов в ВОИРО

АТТЕСТАЦИЯ

Педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений образования имеют право сдать квалификационный экзамен при прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию в Витебском областном институте развития образования. Дополнительная информация - по ссылке.


Телефоны экстренной психологической помощи

 

 Детский правовой сайт (получить правовую помощь, куда обращаться, как поступить) - www.mir.pravo.by 

Сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации - http://pomogut.by 

Сайт для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети http://kids.pomogut.by/ 

Бесплатная консультация психолога для подростков онлайн (10-19 лет) и законных представителей - https://talk2ok.by/ 

Кризисная комната Территориального центра социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска

Республиканский центр психологической помощи