Резолюция областной научно-практической конференции

"Инновационная деятельность учреждений образования: опыт и перспективы"

02 мая 2019 года в Витебском областном институте развития образования состоялась областная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность учреждений образования: опыт и перспективы». В настоящее время экономический рост стран в значительной мере зависит от создания новых инновационных технологий и производств, основанных на передовых достижениях науки и техники. Для нашего государства, располагающего значительным научным потенциалом и не имеющим достаточной сырьевой базы, стратегия дальнейшего развития экономики и благосостояния народа определяется эффективным использованием инноваций.

Поэтому, в первую очередь, для страны стали приоритетны инновации в образовании, т.к. это – устремление в будущее, подготовка специалистов нового уровня.

В нашей области сложился определенный позитивный опыт инновационного развития системы образования. Но для определения дальнейшей стратегии развития важно иметь актуальную оценку его состояния.

С помощью всех участников конференции мы смогли увидеть достаточно полную картину имеющейся инноватики в дошкольном и общем среднем образовании нашего региона. На конференцию представлено 114 докладов. Наиболее активными участниками стали педагоги Полоцкого района (18), Оршанского (16), Поставского (12), Первомайского района г.Витебска (10).

К обсуждению данной проблемы присоединились педагоги Брестской СШ № 10 (3 чел.), от педагогических работников Могилевской области поступило 5 докладов (ректор, начальник центра дошкольного и начального образования, начальник отдела педагогических инноваций ИРО, заведующие детскими садами №№ 34, 81, заместитель директора по учебной работе СШ № 2 и учителя начальных классов СШ № 19), представлен и Гомельский регион – через доклад проректора по научно-методической работе Гомельского ИРО.

Обсуждаемая тема оказалась столь актуальной и востребованной, что к ней проявили интерес и педагоги из РФ. Заочное участие в конференции приняли учитель начальных классов «Курганской областной школы дистанционного обучения»; заместитель заведующего Центра развития ребенка» г.Белоярска и библиотекарь СШ п.Лыхма Белоярского района.

В процессе работы пленарного заседания и 4 секций были заслушаны и обсуждены 72 выступления.

Большой интерес вызвали выступления:

  1. «Эффективная практика работы учреждения образования по формированию финансовых компетенций учащихся посредством реализации разнообразных образовательных маршрутов» - Бразговка Елена Владимировна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 29 г.Витебска имени В.В.Пименова».
  2. «Инновационные пути совершенствования образовательного процесса, осуществляемые в системе общего среднего образования» - Булавка Лариса Александровна, директор ГУО «Ореховская средняя школа имени Н.Л.Костюченко Ушачского района».
  3. «Использование технологий Agile в управлении исследовательской деятельностью педагогов в учреждении образования» - Малахова Юлия Иосифовна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 18 г.Витебска».
  4. «Инновационные процессы в управлении учреждением образования как фактор повышения качества образования» - Харлёнок Оксана Леонидовна, директор ГУО «Средняя школа № 1 г.Лепеля».
  5. «Ресурсный центр как средство повышения квалификации педагогов в условиях внедрения и распространения инновационных идей» - Сугак Наталья Валентиновна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 9 г.Орши».
  6. «Инновационный режим работы как фактор совершенствования образовательной деятельности» - Крупакова Ирина Андреевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Зелёнковская детский сад - средняя школа имени Т.С.Мариненко Полоцкого района».
  7. «Научно-методическое сопровождение реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования проектных умений учащихся первой ступени общего среднего образования средствами набора «Лего» - Терещенко Юлия Анатольевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района»).
  8. «Инновационные пути совершенствования образовательного процесса, осуществляемого в системе общего среднего образования» - Осовская Мария Иосифовна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 1 г.Лепеля».
  9. «Использование интерактивных форм в работе школьного библиотекаря как средство изучения истории родного края» - Денисьева Светлана Анатольевна, библиотекарь ГУО «Лицей г.Новополоцка».
  10. «Воспитание как фактор социализации личности обучающихся» - Лазуков Сергей Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 3 г.Витебска».
  11. «Школьный музей как центр исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития» - Таратутко Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Россонская средняя школа имени П.М.Машерова» и др.

По итогам работы конференции были выработаны следующие рекомендации:

  1. Государственному учреждению дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»:

1.1 в процессе повышения квалификации педагогов области продолжить практику формирования метапредметных компетенций, разработку практико-ориентированных ситуационных заданий межпредметного характера с целью практического применения и личностной значимости для обучающихся;

1.2 активно внедрять профильные модели обучения в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования” на основе разработки педагогами авторских вариантов программ с использованием тьюторского сопровождения для индивидуального сопровождения учащихся;

1.3 совершенствовать подходы к методической работе с педагогами средствами использования индивидуально-дифференцированного подхода по формированию их инновационных компетенций, внедрения новых образовательных технологий, дистанционного обучения;

1.4 широко использовать информационную образовательную среду, интернет-сервисы (сетевое взаимодействие), облачные технологии для формирования информационно-коммуникационных компетенций педагогических работников;

1.5 совершенствовать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов, которое включает диагностику и выявление профессиональных затруднений педагогов, консультирование; построения траекторий профессионального роста каждого конкретного педагога;

1.6 инициировать и определять в сетевом взаимодействии с представителями профессорско-преподавательского состава УО «Витебский государственный технологический университет», УО «Витебский государственный университет им.П.М.Машерова» направления и содержание тематики инновационных проектов на основе прикладных научных исследований, а также - консультантов для осуществления инновационной деятельности в регионе и республике;

1.7 включить в содержание повышения квалификации учителей начальных классов рассмотрение опыта работы учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 1 г.Лепеля» Осовской М.И.;

1.8 обобщить опыт работы педагогов ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района» по теме «Внедрение модели формирования проектных умений учащихся первой ступени общего среднего образования средствами набора «Лего»;

1.9 проводить конференцию «Инновационная деятельность учреждений образования: опыт и перспективы» на постоянной основе с периодичностью 1 раз в 2 года;

1.10 разработать и реализовать программу обучающих курсов (семинара) по проблеме использования мобильных технологий на учебных занятиях.

  1. Районным (городским) учебно-методическим кабинетам:

2.1 совершенствовать систему управления инновационными процессами через разнообразную систему интерактивных форм и методов руководства инновационной деятельностью: методы создания работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций, методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль), методы создания условий для развития профессиональной компетентности педагогов;

2.2 создавать условия для целостной системы социального взаимодействия учреждений образования с социальными партнёрами, семьёй, гражданским обществом по формированию социально-гражданских, межкультурных, предпринимательских компетенций субъектов образовательного процесса в интересах образования для устойчивого развития;

2.3 обобщать и пропагандировать имеющийся лучший инновационный опыт работы по формированию метапредметных компетенций педагогов и учащихся в условиях профильного обучения;

2.4 шире использовать инновационную деятельность для развития образовательных учреждений, с целью достижения качественно новых, более высоких результатов образования, способствующих повышению конкурентноспособности образовательного учреждения.

  1. Учреждениям образования области:

3.1 активно внедрять современные информационно-коммуникационные технологии в образовательную и управленческую деятельность учреждений образования как эффективное средство повышения качества образовательного процесса;

3.2 эффективно использовать современный инновационный опыт учреждений образования области по построению образовательного процесса в системе компетентностного образования для подготовки учащихся к самостоятельной и успешной самореализации в жизни;

3.3 создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и профессионального самоопределения;

3.4 ГУО «Средняя школа № 4 г.Новополоцка» совместно с кафедрой педагогики, психологии и частных методик ИРО подготовить к изданию сборник практико-ориентированных задач, разработанных Мархонько Н.Л. к началу 2019/2020 учебного года.