Об итогах проведения областных обучающих курсов (тематического семинара) «Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности (на примере реализации учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами»)
6 – 7 апреля 2017 года на базе Витебского областного института развития образования прошли обучающие курсы (тематический семинар) для методистов РООСТ (ГОО), заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов учреждений общего среднего образования, педагогов дополнительного образования и специалистов системы профессионально-технического и среднего специального образования «Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности (на примере реализации учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами»).
Цель: подготовка слушателей к формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения, жизненной устойчивости к социально неблагоприятным факторам, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности
Задачи:
- продолжить формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
- повысить стрессоустойчивость обучающихся в современных реалиях социально-культурного пространства;
- обучить альтернативным навыкам противления потреблению алкоголя, наркотических, токсических веществ, никотина и др.;
- формировать позитивное мышление как фактор благополучия человека;
- повышать коммуникативные компетенции;
- обеспечить обобщение опыта по теме семинара и его трансляцию в массовую практику.
В работе семинара приняли участие представители учреждений общего среднего образования Витебской области (37 человек): Бешенковичский, Браславский, Верхнедвинский, Витебский, Городокский, Докшицкий, Лепельский, Миорский, Оршанский, Полоцкий, Сенненский, Толочинский, Чашникский, Шарковщинский, г.Новополоцк, Железнодорожный, Октябрьский и Первомайский районы г.Витебска.
Обсуждались следующие вопросы.
- Об опыте методического сопровождения работы учреждений общего среднего образования по формированию у учащихся ответственного и безопасного поведения
(Кунашко Валерий Викторович, начальник отдела воспитательной работы управления образования Витебского облисполкома; авторы учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами»: Кирпиченко Андрей Александрович, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Крутовцова Наталья Анатольевна, методист высшей квалификационной категории отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования Витебского областного института развития образования; Якушкин Николай Владимирович, главный внештатный психолог управления здравооохранения Витебского облисполкома, заведующий медико-психологическим отделением УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»)
- Зависимое поведение, 8 класс.
Формирование личной ответственности за свою жизнь и благополучие близких людей, 7 класс
(Ефименкова Татьяна Александровна, старший инспектор отдела идеологической работы Витебской таможни)
- Из опыта работы педагога-психолога по реализации учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами» в ГУО «Средняя школа №20 г.Орши»
«Я познаю себя», 5 класс
(Маханькова Елена Петровна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №20 г.Орши»)
- Из опыта работы педагога-психолога по реализации учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами» в ГУО «Средняя школа №23 г.Орши»
«Позитивное восприятие своего будущего», 6 класс
(Игнатенко Евгения Евгеньевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №23 г.Орши»)
- Формирование ценности здорового образа жизни в подростковом возрасте: медицинский аспект
(Афанасьев Юрий Леонидович, врач-психиатр-нарколог УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»)
В ходе работы участники получили теоретические знания по теме семинара, а также освоили навыки проектирования практических занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения, жизненной устойчивости к социально неблагоприятным факторам.
Особый интерес у слушателей вызвали вопросы, связанные со способностью человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта. Немаловажным оказалось и использование элементов тренинговых занятий для профессиональной адаптации и компетентности. Достаточно внимания на семинаре уделено проективным методикам, арт-терапевтическим техникам.
Таким образом, в ходе подведения итогов (рефлексивного анализа) были приняты следующие рекомендации:
- Продолжить межкурсовую работу со специалистами системы образования по повышению профессиональной подготовки с целью поддержания необходимого и достаточного профессионального уровня.
- Запланировать проведение в межкурсовой период мероприятий практико-ориентированного характера, направленных на подготовку слушателей к формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения, жизненной устойчивости к социально неблагоприятным факторам.
- Вести работу по пропаганде учебной программы факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы – сами» для 5-8 классов учреждений общего среднего образования в Витебском регионе.
- Ежегодно организовывать обучающие курсы (тематический семинар) для методистов РООСТ (ГООСТ), заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов учреждений общего среднего образования, педагогов дополнительного образования и специалистов системы профессионально-технического и среднего специального образования «Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности (на примере реализации учебной программы факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования «Мы – сами») с целью обмена опытом между специалистами системы образования.
- Систематически работать над пополнением методических материалов в помощь руководителям методических объединений, педагогам-психологам, содержащих методические, социально-правовые и психолого-педагогические аспекты деятельности.
Итоговая диагностика показала, что удовлетворённость участников содержанием обучающего семинара составила 98,9%.
С учётом пожелания слушателей, в 2017 - 2018 годах будет продолжена практика проведения повышения квалификации в межкурсовой период по использованию арт-терапевтических техник (телесноориентированная терапия, сказкотерапия, аромотерапия, куклотерапия, библиотерапия, изотерапия, возможности фотографии) в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе.
Крутовцова Н.А.,
руководитель семинара, методист отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования