Раннее выявление и профилактика отклоняющегося поведения у несовершеннолетних

14.05.2025

Профилактика девиантного поведения у подростков – это целенаправленная работа, направленная на то, чтобы помочь им избежать проблем с обществом и законом. Она помогает им развивать навыки самовыражения и участвовать в решении социальных вопросов, способствуя осознанному формированию личности и поиску жизненного пути.

С целью выявления и профилактики отклоняющегося поведения у несовершеннолетних и создания комфортной образовательной среды в учреждениях общего среднего образования прошёл тематический семинар «Раннее выявление и профилактика отклоняющегося поведения у несовершеннолетних» для руководителей методических объединений педагогов-психологов, педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений образования, социально-педагогических центров и педагогических работников.

  

В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы: понятие отклоняющегося поведения, его виды и проявления в соответствии с возрастными особенностями; нормативное правовое регулирование профилактики отклоняющегося поведения у обучающихся; признаки основных видов девиантного поведения (раннее проблемное (отклоняющееся) поведение, агрессивное поведение, суицидальное поведение, аддиктивное поведение); диагностические индикаторы суицидального поведения; основные направления деятельности учреждений образования по профилактике суицидоопасного поведения; профилактика суицидального и аутодеструктивного поведения среди обучающихся; психологические технологии работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних с суицидальным поведением; оказание психологической помощи несовершеннолетним в кризисной ситуации.

Спикерами семинара выступили Жанна Васильевна Смирнова, педагог-психолог основного отдела комплексной реабилитации ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр», Ирина Николаевна Новикова, педагог социальный основного отдела комплексной реабилитации ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр», и Инна Владимировна Титова, психолог центра здоровья молодежи «Феникс» УЗ «Витебский областной детский клинический центр».

  

Педагоги учреждений образования смогли углубленно рассмотреть актуальные вопросы, касающиеся системы профилактики отклоняющегося поведения, специфики диагностики и выявления суицидального поведения у несовершеннолетних. Основные инструменты профилактики и раннего выявления отклоняющегося поведения у несовершеннолетних – это служба ранней помощи, консультативные службы, психолого-медико-педагогические комиссии и социально-психологическое тестирование.