Профилактика в действии: эффективные стратегии для специалистов

12.03.2025

Профилактика преступлений и правонарушений является приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одной из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений и правонарушений среди молодежи и эффективность профилактики.

Актуальные аспекты профилактики противоправного поведения несовершеннолетних обсудили на межведомственном семинаре.

Модератором мероприятия выступила методист центра воспитательной, идеологической, социально-педагогической, информационно-аналитической работы и дополнительного образования детей и молодежи Батурина Инесса Геннадьевна.

  

Семинар собрал заинтересованных специалистов, педагогов социальных, педагогов-психологов, которые стремятся решить проблему противоправного поведения среди несовершеннолетних.

Ключевыми темами обсуждения стали социальные факторы, влияющие на подростков в современном обществе, роль семьи и учреждения образования в профилактике правонарушений, а также значимость индивидуального подхода к каждому подростку, методы и стратегии предотвращения противоправного поведения.

В ходе мероприятия представили свои доклады несколько спикеров, каждый из которых вносил свой вклад в комплексное понимание проблематики.

Трохонова Светлана Анатольевна, заместитель председателя КДН Витебского областного исполнительного комитета, в своем выступлении отразила проблемы и пути предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Она подчеркнула, что необходимо не только выявлять случаи правонарушений, но и формировать у подростков понимание последствий своих действий, а также развивать у них позитивные навыки и ценности.

Лисиченок Евгений Олегович, старший оперуполномоченный управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Витебского областного исполнительного комитета, продолжил тему, сосредоточив внимание на проблеме распространения и потребления наркотических средств в подростковой среде. В своём выступлении он акцентировал важность профилактических мероприятий, направленных на оздоровление среды общения подростков и их привычек.

Титова Инна Владимировна, психолог центра здоровья молодежи «Феникс» УЗ «Витебский областной детский клинический центр», сделала акцент на психологических причинах формирования аддиктивного поведения подростков.

Селезнева Ирина Николаевна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, поделилась опытом психолого-педагогического сопровождения подростков. Она обратила внимание на важность создания поддерживающей атмосферы, в которой подростки могли бы безопасно обсуждать свои проблемы и находить пути их решения. По её мнению, эффективное сопровождение требует вовлечения как педагогов, так и семей подростков.

Пленарную часть семинара завершила Прудникова Вероника Евгеньевна, психолог Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров», которая рассказала о сотрудничестве и взаимодействии в сфере духовно-нравственного воспитания, а также формировании социально ответственного поведения детей и молодёжи. Она подчеркнула важность объединения усилий всех заинтересованных сторон, включая школу, семью и общественные организации.

Участники семинара активно задавали вопросы и делились своими наблюдениями, что способствовало углублению понимания темы.

Вторая часть семинара была сосредоточена на практических занятиях. Специалисты делились своим опытом применения эффективных форм и методов профилактической работы. Участники имели возможность ознакомиться с успешными практиками, которые были реализованы в учреждениях образования. Среди представленных материалов была книга рецептов для работы с подростками и родителями «Непростые этапы взросления», авторы – Крылова Ольга Леонидовна и Цветкова Екатерина Игоревна, педагоги социальные ГУО «Средняя школа №23 г.Витебска имени О.Р.Тувальского».

Также были рассмотрены практические аспекты индивидуальной профилактической работы в учреждениях образования, которые представили Новикова Ирина Николаевна и Гарбузова Елена Дмитриевна, педагоги социальные основного отдела комплексной реабилитации ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр».

Гудова Анастасия Сергеевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа №35 г.Витебска имени А.П.Овечкина», представила квиз как активную форму работы по формированию социально ответственного поведения учащихся, а Козлова Елена Валерьевна, педагог-психолог основного отдела профилактики и комплексной реабилитации ГУО «Социально-педагогический центр Первомайского района г.Витебска», предложила использование метафорических ассоциативных карт в индивидуальной профилактической работе с подростками.

  

    

Семинар стал площадкой для честного и откровенного разговора о сложных проблемах, с которыми сталкиваются подростки. Участники обменялись опытом, идеями и предложениями по улучшению профилактических мероприятий.