Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию. Такой вывод был сделан на тематическом семинаре «Современный урок в начальных классах в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» для учителей начальных классов учреждений образования.
Шукалович Оксана Анатольевна, учитель начальных классов ГУО «Гимназия № 1 г. Орши имени Г.В. Семёнова», поделилась опытом работы по проектированию современного урока русского языка в контексте формирования функциональной грамотности на I ступени общего среднего образования. Особое внимание Оксана Анатольевна уделила приемам, способствующим формированию языковой грамотности на уроках русского языка и повышающим мотивацию к созданию обстановки творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Подводя итоги семинара, Алла Арсентьевна Пашкевич, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и экспертной деятельности, отметила, что вся система по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка строится на проблемных методах и деятельностном обучении. Следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку с учётом требований программы и активности обучающихся в познавательном процессе. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.