Учитель физической культуры в обязательном порядке должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм учащегося, уметь выбирать необходимые для восстановления средства и методы физической культуры, оценивать эффективность их влияния на организм. Такой вывод был сделан слушателями повышения квалификации «Организация физического воспитания обучающихся в специальных медицинских группах учреждений образования» для учителей и преподавателей физической культуры и здоровья учреждений образования Витебской области, которое прошло со 2 по 6 декабря 2024 г.
Новая программа повышения квалификации, разработанная специалистами института совместно с главным врачом УЗ «Витебский областной диспансер спортивной медицины» Ираидой Николаевной Деркач, адресована педагогам, проводящим занятия с учащимися, имеющими выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые не являются препятствием для занятий физической культурой, но требуют индивидуальной направленности и величины физической нагрузки.
Разработчики новой программы особое внимание уделили следующим вопросам:
формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой у обучающихся в СМГ;
теоретические и методические аспекты организации коррекционных занятий с учащимися при различных формах и степенях заболеваний;
комплексное воздействие физических упражнений, природных факторов на повышение восстановительных и адаптационных возможностей учащихся, отнесённых к СМГ;
медико-биологический контроль.
Сотрудники кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования представили слушателям теоретические аспекты совершенствования психолого-педагогической компетентности педагога, алгоритм формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни у обучающихся в СМГ.
Для проведения практических учебных занятий Витебский областной диспансер спортивной медицины предоставил залы для ЛФК и фитнеса, тренажерный зал, бассейн, водолечебницу, где под руководством заведующего отделением восстановительного лечения Татьяны Анатольевны Денисенко и инструктора-методиста Юрия Анатольевича Леоновича слушатели повышения квалификации на мастер-классах совершенствовали арсенал средств занятий в СМГ: общетонизирующие упражнения с умеренной нагрузкой, дыхательная гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики, специальные комплексы упражнений при различных заболеваниях и патологиях, аква-восстановление и т.д.
Секретами моделирования, проектирования и анализа различных типов и форм учебных занятий с учащимися, отнесёнными к СМГ, делились со слушателями специалисты учреждения «Витебский областной центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов».
Проанализировав итоги повышения квалификации, можно сделать выводы: практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить только к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. Дифференцированным должен быть и подход к использованию средств физической культуры, зависящий от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.