Инклюзивное образование: новые форматы

15.11.2024

Российско-белорусский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки», который проходил 13-15 ноября 2024 года в Псковском государственном университете, стал площадкой международного сотрудничества ученых, специалистов образовательных организаций Союзного государства в области инклюзивного образования. Участниками Форума стала делегация от Витебского областного института развития образования во главе с ректором Ольгой Викторовной Лапатинской.

В течение трех дней мероприятия Форума дали возможность участникам погрузиться в тему особых образовательных потребностей и социализации лиц с ОПФР, обсудить проблемы организации инклюзивного образовательного процесса.

На пленарном и 11 секционных заседаниях (модераторами четырёх из них выступили О.В. Лапатинская, О.И. Оборович, И.Н. Селезнева, С.В. Мартынкевич) особое внимание уделялось вопросам формирования инклюзивной культуры педагогических работников, сопровождению интеллектуальной одаренности, научно-методическому обеспечению содержания образования лиц с ОПФР, внедрению технологий, специализированных средств в инклюзивный образовательный процесс.

     

Ректор О.В. Лапатинская, выступая в качестве спикера круглого стола «Унификация требований и мер государственной поддержки по формированию инфраструктуры обеспечения инклюзивного образовательного процесса в России и Беларуси», представила систему работы Витебского областного института развития образования по повышению квалификации кадров для инклюзивного образования. Особый интерес участников дискуссии вызвали представленные Ольгой Викторовной формы взаимодействия с педагогами по совершенствованию их профессиональных компетенций, в частности педагогический шаттл «Инклюзивная образовательная среда – 2024: эффективные практики».

    

Заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования И.Н. Селезнева выступила с докладом и поделилась опытом личностного роста в работе с особенными детьми и формирования личной инклюзивной компетентности в рамках заседания тематической секции «Новые технологии для обеспечения инклюзивного образовательного процесса».

О системе работы ВОИРО по методической поддержке педагогических инициатив при сопровождении интеллектуальной одаренности учащихся Витебской области рассказала начальник центра сопровождения работы с детьми, достигшими высоких показателей в учебной и общественной деятельности, О.И. Оборович на специальном мероприятии Форума – онлайн-совещании «Феномен одаренности и инклюзивное образование» с участием членов Центральных предметно-методических комиссий Всероссийской олимпиады школьников России и организаторов Республиканской олимпиады по учебным предметам Республики Беларусь. Педагоги ГУО «Специальная школа Оршанского района» Е.А. Семенкова и М.Н. Жигальская, ГУО «Гимназия №1 г. Витебска имени Ж.И. Алферова» И.В. Гулидова, «Гимназия №3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» Н.В. Ляхнович продемонстрировали свой опыт работы с одаренными обучающимися в онлайн-режиме. Доцент кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Е.И. Совейко, методист отдела дошкольного и специального образования Я.А. Турбикова стали активными участниками дискуссии о специфике организации олимпиадного движения в Беларуси и России.

Заключительным мероприятием Форума стал круглый стол «Принятие Другого: новые коммуникационные стратегии и практики в высшей школе», модератором и спикером которого стала доцент кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования С.В. Мартынкевич.

   

Помимо научных мероприятий, экскурсионная программа по исторической части Пскова и Псковскому кремлю, поездка в Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, знакомство с работой производственно-интеграционных мастерских для инвалидов, выступление рок-группы «Отцы и дети» составили насыщенную программу Российско-Белорусского форума «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки».

   

При подведении итогов работы Форума особо подчеркнули, что такие мероприятия способствуют развитию инклюзивного образования, развивают толерантность общества, формируют инклюзивную культуру в образовательных пространствах Союзного государства.

Делегация ВОИРО благодарит организаторов Форума за гостеприимство, высокий уровень организации и возможность обсудить важные вопросы инклюзии в широком кругу ученых, специалистов из разных регионов России и Беларуси.