Секреты одаренности: как помочь учащемуся раскрыть свой потенциал

05.11.2024

5 ноября 2024 года в Витебском областном институте развития образования открылись Дни педагогического творчества под девизом «Воплощение Оригинальных Идей Радости Обучения».

В рамках мероприятий состоялась II научно-практическая конференция с международным участием «Интеллектуальная одаренность учащихся: опыт и инициативы психолого-педагогического сопровождения». Форум объединил в желании поделиться своими научными и методическими изысканиями более 300 ученых, опытных и начинающих педагогов из Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

Очередная конференция в стенах Витебского областного института развития образования – свидетельство профессиональной заинтересованности, глубокого погружения в исследовательский процесс и широкого кругозора руководящих работников и специалистов системы образования из разных стран. Количество участников свидетельствует о значимости темы конференции.

Открывая работу конференции, ректор Витебского областного института развития образования Лапатинская Ольга Викторовна обратилась к участникам конференции с приветственным словом, в котором отметила актуальность, значимость и важность обозначенной темы: «Идея конференции – создать площадку для контакта, конструктивного диалога между педагогами-практиками, которые каждый день работают с одарёнными детьми, и учёными-исследователями, представителями современной академической науки, занимающимися фундаментальными исследованиями феномена одарённости. Мы убеждены в том, что сейчас, когда работа с одарёнными детьми стала трендом современного образования, очень важно усиливать научные основы образовательных практик работы с одарёнными детьми».

Участники пленарного заседания заслушали доклады о воспитании и развитии детской одаренности в семье, литературном произведении как факторе создания для ученика психологического комфорта мыслительной и речевой активности, опыт Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой «От обычности к одаренности», олимпиадном движении как ведущем направлении в развитии интеллектуальной одаренности учащихся, подготовке к написанию отзыва о лирическом произведении на олимпиаде по русскому языку и литературе.

             

На четырех секционных заседаниях докладчики поделились мнениями о применении современных форм организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися, педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса при реализации программ углублённого изучения предметов в профильных классах, оказании психолого-педагогической поддержки одарённым обучающимся. Особое внимание было уделено роли педагога в создании условий для комфортного обучения одарённых и высокомотивированных обучающихся.

        

Участники конференции смогли посетить публичные лекции «Модель образовательного пространства по развитию и поддержке одаренных обучающихся» и «Практические стратегии STEM-образования. Уроки, которые меняют мир», спикерами которых были доцент кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования Алла Михайловна Мильман и учитель информатики и физики ГУО «Средняя школа №45 г.Витебска имени В.Ф.Маргелова» Алеся Леонидовна Алисейко.

На итоговом заседании участники обсудили результаты плодотворной работы по обмену опытом, поиску новых идей и мотивации в современных условиях. Все спикеры подчеркнули, что важную роль в достижении успеха играют профессиональные коммуникации и эффективное взаимодействие.

По итогам проведенных пленарных, секционных заседаний и дискуссий были приняты рекомендации:

  • Укреплять сотрудничество и тесное взаимодействие специалистов в вопросах психолого-педагогического сопровождения интеллектуальной одаренности обучающихся учреждений высшего, дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования взрослых.
  • Выстраивать и совершенствовать систему работы с высокомотивированными воспитанниками, учащимися от дошкольного до среднего общего образования в соответствии с принципом преемственности.
  • Совершенствовать научно-методическую систему подготовки к предметным олимпиадам, организации исследовательской, проектной деятельности с интеллектуально одаренными обучающимися в учреждениях образования.
  • Повышать уровень профессиональных компетенций педагогов по организации научно-исследовательской, проектной деятельности с одаренными учащимися
  • Большее внимание уделять потенциалу учебных занятий по интенсификации формирования метапредметных компетенций учащихся.
  • Повышать уровень компетенций законных представителей в рамках сотрудничества по вопросу развития интеллектуальной одаренности детей.
  • Расширять практику внедрения в образовательное пространство эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных и одаренных детей.

Участники конференции отметили высокий уровень организации и проведения конференции; рекомендовали оргкомитету организовать III научно-практическую конференцию «Интеллектуальная одаренность учащихся: опыт и инициативы психолого-педагогического сопровождения» в 2026 году, поддержав периодичность ее проведения 1 раз в два года.