В Витебском областном институте развития образования 25–26 января 2024 года успешно стартовал и завершился педагогический шаттл с международным участием «Инклюзивная образовательная среда – 2024: эффективные практики», организованный кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования (заведующий кафедрой – И.Н. Селезнёва). Необычный и интересный формат проведения мероприятия в сфере инклюзивного образования привлек внимание более 140 участников из Беларуси и различных регионов России.
На педагогическом шаттле нашли обсуждение важнейшие аспекты и стратегии реализации принципа инклюзии в образовании, а также состоялся обмен успешными практиками и опытом в этой области.
Осознавая важность инклюзивного образования в направлении создания равных возможностей для развития всех учащихся, в проблемное поле мероприятия включены были вопросы, касающиеся принципов инклюзии в образовании, связанные с выявлением и пониманием важности создания инклюзивной образовательной среды для всех обучающихся, специальных условий и ресурсов, позволяющих реализовывать инклюзию в образовании, успешных практик инклюзивного образования, развития инклюзивного процесса, представленного в научных исследованиях, новых технологиях.
В работе педагогического шаттла приняли участие ведущие эксперты и практики в области инклюзивного образования. Участников шаттла, безусловно, привлекла и выставка специализированного оборудования и дидактических пособий, созданных педагогами Витебской области, «Идея инклюзии и ее реализация в современном образовании».
Открыла педагогический шаттл приветственным словом ректор института Ольга Викторовна Лапатинская.
Начался шаттл с выступлений известных специалистов в области инклюзивного образования: «Функциональная грамотность лиц с особенностями психофизического развития» (Хруль О.С.), «Образовательная среда как ресурс поддержки особых образовательных потребностей обучающихся» (Гайдукевич С.Е.), «Картирование как форма социальной навигации для людей с особыми потребностями» (Шлат Н.Ю.), «Создание доступной среды для детей с ОПФР в рамках межведомственного взаимодействия» (Федорова М.Е.), «Специальная школа как методический ресурс образовательной инклюзии региона» (Семенкова Е.А.).
В работе инклюзивных мастерских был представлен опыт формирования толерантности участников образовательного процесса (спикеры – Зеликова Т.В., Жигальская М.Н.), создания специальных условий для обучения учащихся с дефицитом внимания и гиперактивностью (спикеры – Семенкова Е.А., Дорохова О.Ф.), изучения аутизма у детей (спикеры – Качанова С.А., Казакевич В.А.), использования «ясного языка» как инструмента создания и адаптации текста (спикеры – Буйнич О.М., Вежик А.А.), использования игры как активного метода обучения детей с синдромом Дауна (спикеры – Вычикова Т.И., Гончаренко О.В., Мажейко И.В., Масеенок О.В., Мельникова В.В.).
В первый день на педагогическом шаттле работала и диалоговая площадка «Инклюзивное образование: от теории к практике» (модератор – Смирнова А.В., спикеры – Семенкова Е.А., Дорохова О.Ф.), на которой обсуждались ценности, принципы и преимущества инклюзивного образования, отличие инклюзивного образования от моделей интегрированного обучения и воспитания, проблемы профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования.
Второй день открыла пич-сессия «Инклюзивный экспресс-опыт», в рамках которой ее участники должны были очень коротко представить собственный педагогический опыт работы в условиях инклюзивного образования. Опытом психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в контексте формирования инклюзивного образовательного пространства поделилась Лауткина С.В., успешным обучением ребенка с анартрией в условиях реализации принципа инклюзии в образовании – Савейко Е.И., особенностями сопровождения младших школьников с задержкой психического развития – Истомина О.В. и Стукова Е.А.
Завершился педагогический шаттл работой творческих инклюзивных мастерских, на которых три группы участников создавали из предложенных материалов символические цветы, прикрепленные затем к карте Витебской области, обозначив тем самым свое отношение к наиболее ярким и конструктивным идеям и выступлениям в ходе всего мероприятия.
Концерт стал одним из контрапунктов педагогического шаттла. Музыкальные номера и даже модный показ, представленные ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска», ГУО «Витебская специальная школа-интернат», ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска имени И.Х. Баграмяна», впечатлили всех участников.
Главный результат такого необычного и яркого мероприятия – обмен методическими идеями и практическим опытом работы в условиях инклюзивной образовательной среды.