Как увлечь учащихся изучением географии

03.11.2023

Почему в Непале нет железных дорог? Почему большинство путешественников, прибывающих в Ла-Пас (Боливия), часто чувствуют недомогание и им трудно дышать? Почему в национальной кухне Непала нет блюд из риса? Когда в Беларуси вырастут горы? Как и зачем переводить румбы в азимуты и наоборот? Что такое географические задачи и как их составлять? И как убедить учеников, что без географии мы … нигде?

Эти и многие другие вопросы вновь объединили на факультете географии и геоинформатики Белорусского государственного университета сообщество учителей географии, преподавателей, методистов, ученых, школьников и студентов из разных регионов нашей страны. Именно здесь, на факультете географии и геоинформатики, 2-3 ноября 2023 года прошла «Педагогическая мастерская MASTER GEO – 2023», участники которой смогли погрузиться в географический контекст, обменяться актуальными знаниями и практическим опытом.

В мастерской приняли участие около 100 человек, в том числе представители Академии последипломного образования, Витебского и Могилевского областных институтов развития образования. Работа педагогической мастерской началась с пленарного заседания, после продолжилась в рамках двух секций - по проблематике географической компоненты учреждения общего среднего образования и высшей школы. Второй день был отмечен проведением круглого стола и мастер-классов.

Долгожданным событием педагогической мастерской стала неформальная встреча «АВТОРитетный разговор» с автором учебных пособий и УМК по географии, деканом ФГиГ БГУ Еленой Геннадьевной Кольмаковой, в ходе которой педагоги имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы, а также поблагодарить за работу, которую проводят сотрудники факультета.

Мастер-классы участников педагогической мастерской были как никогда актуальными и ожидаемо аутентичными. Е.Н. Тарасенок, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 42 г. Минска имени лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова», показала, как уместно и методически верно использовать на уроках географии комиксы. Неожиданный опыт визуализации информации с помощью кроссенсов презентовала учитель географии ГУО «Средняя школа №2 г. Щучина» Т.И. Пекарь. А С.В. Прохорова, учитель географии ГУО «Гимназия № 2 г. Могилева», обратила внимание на эффективность работы с креативными информационными моделями (КИМ) при исследовании реального мира.

Свой вариант ответа на острый вопрос современной методики преподавания географии о том, как увлечь учеников изучением географии, как в условиях ограниченного времени, отведенного на изучение учебного предмета, создавать и поддерживать атмосферу интереса к географическим знаниям, предложила Валентина Владимировна Пикулик, учитель-методист, начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования и экспертной деятельности Витебского областного института развития образования.

Изучение географии через решение географических задач – вот прекрасная возможность показать ученикам, что географические знания мы постоянно используем в повседневной жизни, причем в самых разных сферах. Когда мы собираемся в путешествие, мы вспоминаем географию не только при выборе маршрута, но и при подборе вещей, которые нужно взять с собой. Когда отправляемся утром на учебу, мы снова используем знания и умения из области географии - сверяясь с прогнозом погоды или оценивая вид облаков, выбираем одежду, обувь, определяем, нужен нам зонт или солнечные очки, или то и другое. Даже когда идем в продовольственный магазин, используем географические знания, например, где в Беларуси производят самые вкусные молочные продукты, а если покупаем билет на автобус по маршруту Витебск - Минск, выбираем, с какой стороны нам будет комфортнее сидеть в солнечный день.

Так что задачи с географическим содержанием являются частью нашей жизни, формируют наш опыт, выходят за рамки учебных занятий, и решение их при освоении географии как учебного предмета помогает учащимся осознать прикладное значение этих знаний. Тому, как использовать географические задачи в образовательном процессе, чтобы сделать знания географии потребностью ученика, и был посвящен вызвавший неподдельный интерес и получивший высокую оценку его участников мастер-класс Валентины Владимировны.

Фотогалерея: