Научно-практическая конференция с международным участием «Образование XXI века: традиции и инновации», прошедшая 27–28 апреля 2023 года в Витебском областном институте развития образования, собрала более 250 участников – учителей, воспитателей учреждений дошкольного образования, руководителей учреждений образования, преподавателей вузов.
Проблемное поле конференции, связанное с традициями и инновациями в образовании XXI века, объединило не только педагогическое сообщество из всех регионов Беларуси, но и учителей, воспитателей из разных регионов Российской Федерации.
Открыла конференцию приветственным словом первый проректор института, кандидат филологических наук, доцент А.Н. Деревяго.
Для такого важного и масштабного мероприятия были выбраны не только такие традиционные формы работы, как пленарное заседание, но и интерактивные формы – круглый стол, мастер-классы, психолого-педагогический брифинг, методические площадки.
Большой интерес вызвали доклады ведущих ученых-методистов Республики Беларусь:
А.И. Гараниной («Активные формы обучения и их применение в современной школьной практике»),
Г.М. Юстинской («Преемственность в процессе обучения на компетентностной основе: к вопросу о конфигурации новых грамотностей на разных ступенях общего среднего образования»),
С.В. Мартынкевич («Беларуская мова па новых падручніках: парады аўтара»),
А.М. Мильман («Педагогическая общественность – важнейший субъект взаимодействия и ядро формирования пространства гражданского просвещения»),
О.В. Зеленко («Функцыянальная адукаванасць навучэнцаў як каштоўнасны прыярытэт сучаснай моўнай адукацыі»).
На круглом столе обсуждались самые животрепещущие вопросы, касающиеся продуктивных практик взаимодействия семьи и учреждения образования (модератор — ст. преподаватель кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования О.Г. Волощенко): групповые родительские собрания в учреждениях дошкольного образования, эффективные формы взаимодействия учителя-дефектолога с законными представителями, семья как основа формирования здорового образа жизни, роль родительского самоуправления в решении проблем воспитания, реализация творческих проектов «Семья + ЦЕНТР = Успех», «Семья и школа – пути эффективного взаимодействия», «Школа родительского мастерства».
Мастер-классы проводили специалисты, виртуозно владеющие методикой преподавания, способные щедро поделиться педагогическим опытом – доцент кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, кандидат педагогических наук Л.И. Шевцова («Работа с лирическим произведением: через визуализацию образов к пониманию и осознанию»), учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З. Хоружей» Л.В. Стальмакова и Е.Н. Кузьмицкая («Удивительное число: использование приемов формирования действия целеполагания»), учитель белорусского языка ГУО «Кохановская средняя школа имени И.П. Кожара Толочинского района» Ж.Л. Береснякова («Выкарыстанне мультымедыйных сродкаў для развіцця вучэбна-пазнавальных і інфармацыйных кампетэнцый вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры»), учитель трудового обучения ГУО «Средняя школа № 2 г. Верхнедвинска имени Героя Советского Союза Н.В. Троян» Д.Н. Мороз («Интерактивный плакат как средство активизации познавательной деятельности учащихся»). Методика проведения мастер-класса была представлена доцентом кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, кандидатом педагогических наук А.М. Мильман: «Мысль. Миссия. Мастерство (мастер-класс о мастер-классе)».
Участники конференции, которых волновали проблемы обучения и воспитания в условиях инклюзии, включились в живое обсуждение вопросов психолого-педагогического брифинга (модератор — ст. преподаватель кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования А.В. Смирнова, спикеры – учитель ГУО «Специальная школа Оршанского района» Е.А. Семенкова, директор ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» М.Г. Фёдорова и ее заместитель Т.Ю. Радкевич, воспитатель персонального сопровождения ГУО «Специальная школа № 26 г.Витебска» Ж.Г. Снытко).
На методических площадках обсуждались выступления учителей Т.Е. Дадеко («Организация учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме»), О.А. Кецко («Коучинг-технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся»), Ю.В. Муруткова («Проблемы формирования социальной компетенции учащихся с особенностями психофизического развития в условиях преемственности учреждения образования и семьи»), Е.Л. Романовской («Применение комплекса упражнений на координационной лестнице как эффективное средство развития координационных и скоростных способностей учащихся на учебных занятиях «Физическая культура и здоровье»).
Главный результат научно-практической конференции – обмен методическими идеями и практическим опытом работы, сочетающими традиционные и инновационные подходы в современном образовании.