В Витебской области стартовал завершающий этап межрегионального исследования «Моделирование и создание персонифицированной системы воспитания ребенка»

25.10.2018

Межрегиональное исследование «Моделирование и создание персонифицированной системы воспитания ребенка» под руководством доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н., заведующего кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО, реализуется с 2014 года.

Главной базой научно-исследовательской и инновационной деятельности являются учреждения образования – экспериментальные (инновационные) площадки Витебской области Республики Беларусь, Белгородской, Ивановской, Кемеровской, Липецкой, Псковской, Смоленской, Ярославской областей и Удмуртской Республики Российской Федерации.

В состав регионального исследовательского коллектива Витебской области на сегодняшний день входят 16 учреждений образования. Региональными координаторами являются: Л.В.Зенькова, проректор по организационно-методической и идеологической работе, И.А.Ситникова, начальник отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования Витебского областного института развития образования, Э.М.Колдунов, методист этого же отдела.

Научно-исследовательская деятельность ученых и педагогов в завершающем году III этапа (сентябрь 2017 г. – июнь 2018 г.) была посвящена разработке моделей и механизма функционирования персонифицированных систем воспитания детей, описанию реально функционирующих персонифицированных систем воспитания школьников, систематизации приемов и методов взаимодействия детей и взрослых в созданных системах.

18 октября 2018 года заседание регионального исследовательского коллектива прошло на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Полоцка». Педагогический коллектив школы во главе с директором Матусом Виктором Павловичем и заместителями директора Пашковой Татьяной Владимировной и Завадской Марией Ивановной являются активными участниками исследования.

В учреждении образования проведена работа по созданию модели персонифицированной системы воспитания учащихся, которая предусматривала организацию деятельности с высокомотивированными учащимися, детьми с девиантным поведением, учащимися с ослабленным здоровьем и другими категориями учащихся.

Формированию в учреждении образования персонифицированной системы воспитания способствует воспитательное пространство школы, элементами которого являются школьный музей «История города – история школы» (заведующий музеем Буленкова Елена Александровна), выставочный зал декоративно-прикладного творчества учащихся (Шемит Елена Ивановна, учитель изобразительного искусства), Ресурсный центр по энергосбережению, работу которого организует заместитель директора по учебной работе Завадская Мария Ивановна и на базе которого члены театральной студии «Маленькие Берегоши» (руководитель Николаенок Марина Михайловна) приветствовали участников семинара мини-спектаклем «Экономный я – экономная вся моя семья». Внеклассное мероприятие с учащимися 2 класса «Согреем мир своим теплом» (классный руководитель Воронько Светлана Ефимовна) прошло на базе кабинета духовно-нравственного воспитания.

В ходе семинара были представлены системы воспитательной работы классных руководителей Тумаш Ольги Александровны, учителя белорусского языка и литературы, Иванькович Риммы Викторовны, учителя начальных классов, руководителей волонтёрского отряда «Горячие сердца» Телюк Ольги Геннадьевны и Лопатиной Светланы Петровны, педагога дополнительного образования Дементьева Вячеслава Ростиславовича.

Один из методов взаимодействия детей и взрослых (учащиеся 4 класса и педагоги – участники семинара) продемонстрировала воспитатель Бриль Светлана Владимировна при проведении мастер-класса «Памятный сувенир».

Представленный опыт исследовательского коллектива ГУО «Средняя школа №1 г.Полоцка» (руководитель творческой группы Пашкова Татьяна Владимировна) показал, что проводится большая работа по расширению сферы использования персонификации процесса воспитания в реальной практике учреждения образования.

На заседании регионального исследовательского коллектива поставлены задачи IV этапа (сентябрь 2018 г. – июнь 2019 г.):

  • определение критериев, показателей, приемов и методов анализа и оценки эффективности персонифицированной системы воспитания ребенка;
  • подведение итогов межрегионального исследования (проведение семинаров, подготовка научно-методических публикаций, презентация опыта моделирования и создания персонифицированных систем воспитания детей).

Прогнозируемые результаты исследовательской деятельности будут способствовать обновлению и повышению эффективности практики воспитания детей в учреждениях образования.