25 мая 2022 г. в Витебском областном институте развития образования состоялось заседание тематического вебинара «Использование информационно-коммуникативных технологий при организации духовно-нравственного воспитания младших школьников» для учителей начальных классов.
В работе вебинара приняли участие 72 слушателя из 18 районов Витебской области. Открыла тематический вебинар Пашкевич Алла Арсентьевна, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества. Далее выступили Иванчикова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГУО «Вымнянская детский сад - базовая школа Витебского района имени Героя Советского Союза А.Е. Угловского», Николаева Татьяна Олеговна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №10 г.Витебска»; Ловшенко Галина Леонидовна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка»; Недокунева Ирина Валерьевна, заместитель директора по УР ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка».
Цель тематического вебинара – обсуждение проблемы совершенствования духовно-нравственного развития младшего школьника и формирования духовно-нравственной личности через использование информационно-коммуникативных технологий.
В ходе семинара рассматривались следующие вопросы:
- ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- использование игровых технологий в обучении младших школьников;
- совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию;
- эффективность применения цифровых образовательных ресурсов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич А.А. обратила внимание участников вебинара на то, что использование ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей ставит перед собой задачи:
- формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;
- воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
- формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными). Этому способствует просмотр на уроках фрагментов видеофильмов, мультфильмов с первоначально поставленным перед детьми вопросом.
Алла Арсентьевна уточнила, что одной из целей и задач урока является: введение детей в проблему; воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния. Довольно часто на уроках разных учебных предметов рассматриваются такие понятия, как «добро», «зло», «мораль», «поступок». Также она уточнила, что при помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что немаловажно в условиях удаленности от культурных центров. Весьма своевременной и актуальной была информация о методическом обеспечении формирования, обобщения и развития опыта педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Иванчикова Елена Викторовна методически грамотно и компетентно раскрыла вопрос об использовании игровых технологий в обучении младших школьников. Более подробно Елена Викторовна остановилась на практической реализации программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся ГУО «Вымнянская детский сад - базовая школа Витебского района имени Героя Советского Союза А.Е. Угловского» в разделе «Музейная педагогика». Провела виртуальную экскурсию по «Музею хлеба», «Краеведческому музею».
Николаева Татьяна Олеговна рассказала об опыте работы ресурсного центра «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях и ценностях белоруского народа». Цель работы ресурсного центра: создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся, формирования нравственных ценностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций белорусского народа, повышение компетентности педагогов и распространение положительного опыта работы по данной проблеме. Татьяна Олеговна поделилась наработками по планированию и проведению факультативного занятия «Основы православной культуры. 1-4 классы учреждений образования», соавтором которого она является.
Ловшенко Галина Леонидовна познакомила с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию с родителями учащихся. Все мероприятия проходят совместно при помощи родителей. Духовно-нравственное воспитание - одна из главных тем родительских собраний. Так, на очередном родительском собрании родителям был представлен фильм о вреде иностранных мультфильмов, главной проблемой которых является жестокость главных героев. Галина Леонидовна уверена, что духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личностью ребёнок может стать только в семье позитивно настроенной, дружной и твёрдо знающей, в каком направлении вести воспитание и образование ребёнка. Более подробно Ловшенко Г.Л. и Недокунева И.В. остановились на системе работы учреждения образования по данной теме.
И в завершении своего выступления Галина Леонидовна вывела «Модель выпускника» ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка».
В дискуссии приняли участие Марченко Светлана Михайловна (ГУО «Смольянская СШ Оршанского района»); Малашкевич Татьяна Васильевна (ГУО «Средняя школа №2 г.Толочина»); Чиркова Лариса Михайловна (ГУО «Гимназия №7 г. Витебска») и др.
Опыт, приобретённый в ходе данных мероприятий, позволит участникам семинара повысить профессиональную компетентность по вопросам использования ИКТ в духовно-нравственном воспитании младших школьников.