Как медиаобразование учителя начальных классов помогает формировать информационную грамотность учащихся, рассказали на семинаре

24.03.2021

24 марта в Витебском областном институте развития образования состоялся постоянно действующий семинар «Медиаобразование в деятельности учителя начальных классов как средство формирования информационной грамотности младших школьников» для заместителей директоров по учебной работе учреждений образования, курирующих работу начальной школы.

Спикеры рассказывали и отвечали на вопросы по организации методической работы по повышению медиаграмотности педагогов, развитию их информационной культуры; делились опытом создания контента для единого информационно-образовательного ресурса; демонстрировали особенности организации работы STEM-центра в школе; объясняли роль блога учителя начальных классов в формировании медиакомпетентности учеников. 

Методист УМК Лиозненского отдела по образованию Елена Николаевна Могилевец рассказала, как организуется методическая работа с педагогами по использованию ИКТ в образовательном процессе. Важно, чтобы учитель объяснил детям, что компьютер — это не игрушка, а инструмент познавательной деятельности. Учащиеся первой и второй ступеней общего среднего образования создают собственные проекты в рамках факультатива «Творческая деятельность в среде программирования Scratch».

Для участников семинара была организована деловая игра «Особенности организации работы STEM-центра на базе учреждения общего среднего образования (из опыта работы)». Её провели Филипенко Наталья Михайловна, заместитель директора по учебной работе, и Шевчик-Виноградова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, из государственного учреждения образования «Средняя школа №17 г. Орши». В ходе игры слушатели смогли больше узнать о STEM-образовании в начальной школе и вместе разработали обучающий проект «Солнечная система».

О создании единой школьной и межшкольной информационно-коммуникативной среды, презентации и популяризации школьной жизни и школьных достижений, применении инструмента публичного интерактивного образования (блога) за счёт внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий рассказала Кушнерева Анна Григорьевна, учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г. Витебска имени И.И. Людникова».

Благодаря блогу некоторые учащиеся стали принимать активное участие в жизни класса. Этот инструмент помогает организовать разные виды деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. Анна Григорьевна отметила, что главное в работе с блогом — сотрудничество всех участников (учитель, ученик, родители). Труднее всего убедить родителей в необходимости ведения блога и объяснить, что это инструмент образования, а не развлечение. 

На практическом занятии «Единый информационно-образовательный ресурс — новый компонент учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования» Кецко Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа №14  г. Новополоцка» и Литвинова Людмила Владимировна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия №2 г. Витебска» поделились опытом создания модулей для ЕИОР. Они познакомили слушателей с результатом своей работы на сайте проекта и вместе проанализировали выбранные модули.

Ольга Анатольевна отметила, что педагоги могут использовать образовательный контент ресурса в качестве методических, дидактических материалов, как средство для реализации различных образовательных технологий (например, «перевернутое» обучение). Ресурс полезен и студентам педагогических вузов, и молодым учителям, и педагогам со стажем работы. Единый информационно-образовательный ресурс можно использовать не только для дистанционного обучения, но и для классной работы.

Методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Пашкевич Алла Арсентьевна рассказала, как медиаобразование учителей начальных классов влияет на формирование информационной грамотности младших школьников.

Опыт, приобретённый на семинаре, позволит слушателям повысить профессиональную медиакомпетентность по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования.