Историческая память и духовность — основа патриотического воспитания: рассуждения участников XIX Сретенских образовательных чтений

18.02.2021

18 февраля в Витебском областном институте развития образования прошли XIX Сретенские образовательные чтения «Историческая память народа — основа духовности и патриотизма». Чтения проводятся в рамках Программы сотрудничества главного управления по образованию Витебского облисполкома и Витебской и Полоцкой епархий Белорусской Православной Церкви и традиционно вызывают большой интерес у педагогической общественности, священнослужителей.

Трансляция пленарного заседания была организована на канале YouTube. Открыла мероприятие Ольга Викторовна Лапатинская, ректор Витебского областного института развития образования. В своём приветственном слове она подчеркнула важность патриотического воспитания, особую роль духовно-нравственной культуры человека, необходимость приобщения молодёжи к системе социокультурных ценностей, основанных на православных традициях белорусского народа.

Протоиерей Андрей Смольский, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии Белорусской Православной Церкви, зачитал приветствие архиепископа Димитрия, управляющего Витебской епархией, в котором сделан акцент на необходимость передать будущим поколениям всё самое лучшее, что накоплено в течение многовековой истории родины, дабы в дальнейшем они могли с уверенностью делать правильный выбор.

Протоиерей Андрей Смольский в своём докладе обратил внимание на роль семьи в сохранении и передаче культурных ценностей, значение школьных предметов в воспитании духовности и патриотизма, вспомнил заветы благоверного князя Александра Невского и описание его образа в исторической и духовно-патриотической литературе.

Его мысль продолжила Гапионок Елена Викторовна, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования. Она отметила, что патриотизм — сложное и многогранное явление, которое интегрирует в своём содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и иные компоненты и проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, его ценностям и достижениям. Необходимо с ранних лет задавать вектор формирования личности юного гражданина, поощрять его хорошие поступки и рационально направлять его силы и время на усвоение накопленных обществом знаний, овладения определенными трудовыми умениями и  формировании системы взглядов на жизнь.

Первый институт воспитания — семья. Родители рассказывают подрастающему ребёнку об истории семьи, показывают примером, как отмечают праздники, например, День Победы и День Независимости, объясняют, почему они важны. Следующий этап воспитания — школа. Чтобы повысить эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания, в школе необходимо использовать методически выверенный национальный компонент в содержании воспитания учащихся, соблюдать педагогический такт, разрабатывать технологии формирования опыта на достижение жизненного успеха, упрочить связь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Для осмысления духовного пространства патриотизма важно сохранить для ныне живущих важные смыслы, символы, идеалы, образы, ценностные ориентации, традиции и стереотипы. Для этого можно использовать образовательный туризм как источник изучения культурного наследия. Например, участвовать в марафоне «Автопоезд памяти», посетить историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и другие мероприятия.

Завершила пленарное заседание своим выступлением Козловская Наталья Валерьевна, учитель истории и обществоведения из средней школы №4 г. Витебска. Она рассказала, как на своих уроках решает вопросы патриотического воспитания школьников.

После пленарного заседания началась работа десяти секций. Площадками для них стали:

  • Витебский областной институт развития образования;
  • Витебская духовная семинария;
  • Витебская епархия;
  • ГУО «Гимназия № 1 г. Орши»;
  • ГУО «Средняя школа № 10 г. Витебска»;
  • ГУО «Средняя школа №46 г. Витебска имени И.Х. Баграмяна»;
  • ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка»;
  • ГУО «Средняя школа №1 г. Полоцка».

В работе пленарного заседания и секций, которые прошли в онлайн-режиме, приняли участие более 150 представителей Витебской, Могилевской, Гродненской, Минской, Гомельской областей Республики Беларусь, Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа Югра Российской Федерации.

Сретенские образовательные чтения «Историческая память народа — основа духовности и патриотизма» прошли в формате активного обсуждения проблем и перспектив гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся, которое сегодня является краеугольным камнем формирования личности гражданина и патриота, опорным механизмом преобразования общества.

Проведение чтений стало ещё одним примером глубокой заинтересованности государства и церкви в обретении молодёжью подлинных духовно-нравственных ценностей, ещё одним звеном, объединяющим общие усилия в данном направлении.

Фотогалерея: