Экспериментальная деятельность
Согласно Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276), экспериментальная деятельность представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования посредством реализации экспериментального проекта.
Автор экспериментального проекта является его научным руководителем, обеспечивающим руководство реализацией эксперимента в тех учреждениях образования, которые утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь.
Общее руководство экспериментальной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования взрослых обеспечивает Академия образования.
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» осуществляет организационное сопровождение экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Витебской области.
Нормативные правовые документы, регламентирующие экспериментальную деятельность в сфере образования
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности
Экспериментальные проекты, которые реализуются в учреждениях образования Витебской области
в 2023/2024 учебном году
№ п/п |
Тема экспериментального проекта |
Сроки реализации |
1. |
Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности |
2021-2024 |
2. |
Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) |
2022-2024 |
3 |
Апробация модели формирования поликультурной личности обучающихся посредством обучения второму иностранному языку на отметочном уровне на II ступени общего среднего образования |
2020-2024 |
4 |
Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ в условиях обновленного содержания допрофильной подготовки и профильного обучения |
2020-2024 |
5 |
Апробация моделей управления качеством образования в учреждениях общего среднего образования |
2022-2026 |
6 |
Апробация учебной программы и учебного пособия «История Беларуси в контексте всемирной истории» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования |
2023-2024 |
7 |
Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования |
2020-2025 |
8 |
Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования |
2022-2024 |
9 |
Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования |
2023-2024 |
10 |
Апробация содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования |
2023-2024 |
Разработчиками и руководителями экспериментальных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.4).
Организация экспериментальной деятельности
№ |
Содержание мероприятий |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Разработка экспериментального проекта |
до 25 марта |
разработчики и руководители экспериментальных проектов |
2. |
Представление экспериментального проекта для предварительного рассмотрения в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности |
до 30 марта |
руководители экспериментальных проектов |
3. |
Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности: в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
не позднее 5 апреля |
руководители учреждений образования |
4. |
Оценка готовности учреждения образования к осуществлению экспериментальной деятельности по проекту |
5-10 апреля |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
5. |
Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности в Витебский областной институт развития образования |
не позднее 10 апреля |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома |
6. |
Подача заявок на участие в экспериментальной деятельности в Академию образования |
не позднее 20 апреля |
Витебский областной институт развития образования |
7. |
Представление экспериментального проекта в Академию образования |
не позднее 20 апреля |
руководители экспериментальных проектов |
8. |
Экспертиза экспериментальных проектов, подготовка заключений о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих экспериментальную деятельность |
не позднее 25 мая |
Академия образования |
9. |
Заседание экспертного совета (утверждение названий экспериментальных проектов, руководителей экспериментальных проектов, сроков экспериментальной деятельности; решения о продлении сроков, досрочном прекращении эксперимента, об изменении состава участников эксперимента) |
не позднее 1 июня |
Академия образования |
10. |
Представление в Министерство образования предложений по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году экспериментальную деятельность |
не позднее 5 июня |
Академия образования |
11. |
Утверждение перечня учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году экспериментальная деятельность |
июнь-июль |
Министерство образования Республики Беларусь |
12. |
Издание приказов, в которых определяются лица, ответственные за организацию и проведение экспериментальной деятельности |
не позднее 1 сентября |
главное управление по образованию Витебского облисполкома; отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность |
13. |
Организация и проведение экспериментальной деятельности в учреждениях образования в соответствии с экспериментальным проектом и программой экспериментальной деятельности |
сентябрь-март |
руководители учреждений образования, руководители экспериментальных проектов |
14. |
Обеспечение организации, проведения, контроля за ходом экспериментальной деятельности в учреждениях образования |
сентябрь-март |
отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома; руководитель экспериментального проекта; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность |
15. |
Повышение квалификации педагогических кадров учреждений образования по вопросам экспериментальной деятельности (по мере необходимости) |
сентябрь-март |
Академия образования; Витебский областной институт развития образования |
16. |
Представление руководителю экспериментального проекта справки (отчета) по результатам реализации экспериментального проекта |
до 15 апреля |
руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность |
17. |
Представление справки (отчета) по результатам реализации экспериментального проекта в отдел (управление) по образованию рай(гор)исполкома, Витебский областной институт развития образования (после согласования с руководителем проекта) |
до 1 мая |
руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность |
18. |
Представление в Академию образования отчета о результатах экспериментальной деятельности: - промежуточный отчет - итоговый отчет |
до 1 мая до 20 мая |
руководитель экспериментального проекта |
19. |
Подготовка методических рекомендаций по внедрению результатов завершившегося эксперимента в массовую образовательную практику |
до 1 августа |
руководитель экспериментального проекта; руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность |
20. |
Проведение семинаров для педагогов по внедрению результатов эксперимента в массовую практику (с приглашением руководителей проектов) |
в течение года |
Витебский областной институт развития образования |
Материалы по нормативному, организационно-методическому обеспечению экспериментальной деятельности размещены на сайте Академии образования.