Областной клуб педагогических работников системы дошкольного образования «Проблемы. Поиски. Находки»

Развитие качественного обновления дошкольного образования во многом зависит от профессиональной квалификации педагогического работника и существующей педагогической практики. Профессиональная квалификация и педагогическая практика — это величины, постоянно меняющиеся в соответствии с государственной политикой в сфере образования, достижениями педагогической науки, требованиями общества.

Проблема распространения педагогического опыта учреждений дошкольного образования является актуальной в Витебской области. Общепринято считать наиболее эффективными формами распространения педагогического опыта конкурсы, выставки, методические фестивали, педагогические чтения, мастер-классы.  Но как показала практика, наиболее востребованным и эффективным ресурсом распространения образовательной практики является областной педагогический клуб дошкольных работников «Проблемы. Поиски. Находки». Областной клуб был создан в 1988 году и имеет 33-летнюю историю. За период с 1988 года по 2021 год было проведено 37 заседаний клуба, в работе которых приняло участие более 5400 педагогических работников системы дошкольного образования. Заседания клуба длятся два дня, 1−2 июня, и посвящены Дню защиты детей.

Основная цель деятельности педагогического клуба «Проблемы. Поиски. Находки» — распространение эффективного педагогического опыта в массовую педагогическую практику региона.

Задачи клуба

  • пропаганда достижений педагогической практики;
  • распространение регионального опыта работы;
  • повышение профессиональной и личностной культуры педагогических работников;
  • поддержка педагогических инициатив;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности;
  • развитие интереса к педагогической деятельности, творческого отношения к работе.

Организация работы областного педагогического клуба носит системный характер и включает подготовительный, предварительный, практический и завершающий этапы.  Подготовка одного заседания занимает около девяти месяцев. На подготовительном этапе определяется проблемное поле заседания, изучаются интересы и запросы педагогических работников, выявляется эффективный педагогический опыт. Как правило, это происходит в процессе повышения квалификации педагогических работников учреждений дошкольного образования, а также на постоянно действующем семинаре методистов УМК, курирующих вопросы дошкольного образования в процессе определения тематики заседания.

На предварительном этапе в отделы образования, высылается информационное письмо с темой заседания клуба и направлениями эффективного педагогического опыта, определяются регионы, которые будут представлять опыт работы, а также предполагаемые выставки, конкурсы и другие мероприятия, которые требуют предварительной подготовки.  Далее организуется работа с учреждениями и педагогическими работниками по содержательному компоненту, непосредственная работа с материалами выступлений из опыта работы регионов, формируются секции, готовятся выставки, мастер-классы, конкурсы, составляется план работы клуба.

Практический этап — это непосредственно заседание клуба. Заседание включает проведение пленарного заседания, презентацию эффективного опыта работы педагогов, учреждений, региона значимого для развития региональной системы дошкольного образования и практическую часть. В разные годы работы клуба в практическую часть входили следующие мероприятия:

  • встреча молодых специалистов с ветеранами педагогического труда;
  • конкурс молодых педагогов со стажем работы до 5 лет;
  • мастер-класс воспитателей высшей квалификационной категории, которые представляли свои авторские находки, эффективные методы и приёмы работы с детьми;
  • мастер-класс «Игра и игрушка своими руками» с презентацией игры и игровых пособий, сделанных своими руками;
  • мастер-класс финалистов областного этапа республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь»;
  • выставка-презентация дидактической, развивающей игрушки (игры) «Растём, играем, развиваемся»;
  • выставка областного конкурса детского рисунка «Дети выбирают счастливое детство»;
  • презентации работы творческих групп заместителей заведующего по основной деятельности;
  • творческий отчёт педагогического театра миниатюр (дети, педагоги, родители) «Витражи» ГУО «Ясли-сад №35 г. Витебска» по итогам областного творческого проекта «Внедрение модели развития музыкально-творческих способностей детей посредством театральной деятельности» и многое другое;
  • сайт клуба с методическими разработками участников клуба и др.

Второй день работы клуба носит выездной характер. Секции работают на базах учреждений дошкольного образования Железнодорожного, Октябрьского и Первомайского районов г. Витебска. Каждый район готовит выставку методических материалов в соответствии с темой заседания клуба, презентуют эффективные формы работы с детьми и семьёй, работу с педагогическими кадрами и многое другое.

На завершающем этапе осуществляется подведение итогов работы педагогического клуба, экспертной группой вырабатываются решения и рекомендации по внедрению представленного эффективного опыта в практику работы учреждений дошкольного образования Витебской области, ведётся работа по оформлению материалов клуба.

В разные годы встречи участников клуба «Проблемы. Поиски. Находки» были посвящены разным проблемам:

  • комплексный подход к формированию игровой культуры дошкольников (2012 г.);
  • проектная деятельность как условие устойчивого развития системы дошкольного образования (2013 г.);
  • разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка в условиях реализации содержания учебной программы дошкольного образования (2015 г.);
  • актуальные направления развития системы дошкольного образования региона (2016 г.);
  • профессиональное мастерство педагогов как необходимое условие обеспечения качества дошкольного образования (2018 г.);
  • «Не забывай мелодыю роднай мовы» (2019 г.);
  • эффективные формы методической работы в дошкольном образовании (2020 г.);
  • областные творческие проекты как средство трансляции эффективного педагогического опыта учреждений дошкольного образования (2021 г.).

Работа педагогического клуба дошкольных работников «Проблемы. Поиски. Находки» способствует развитию у педагогов мотивации на творческую деятельность по формированию эффективного педагогического опыта. Стратегия управления данным процессом направлена на создание условий для становления и профессиональной активности педагогических работников и позволяет быстро распространить эффективный опыт в педагогическую практику. Накопленный опыт работы Витебского региона может быть использован в практике работы дошкольных учреждений республики и других заинтересованных.


Материалы клуба педагогических работников "Проблемы. Поиски. Находки"

"Областные творческие проекты как средство трансляции эффективного педагогического опыта учреждений дошкольного образования"

2021


 

Материалы клуба педагогических работников "Проблемы. Поиски. Находки"

"Эффективные формы методической работы в дошкольном образовании"

2020

 

Положение о клубе (проект)