Областной клуб педагогических работников «Проблемы. Поиски. Находки»

Развитие качественного обновления дошкольного образования во многом зависит от профессиональной квалификации педагогического работника и существующей педагогической практики. Профессиональная квалификация и педагогическая практика — это величины, постоянно меняющиеся в соответствии с государственной политикой в сфере образования, достижениями педагогической науки, требованиями общества.

Проблема распространения педагогического опыта учреждений дошкольного образования является актуальной в Витебской области. Общепринято считать наиболее эффективными формами распространения педагогического опыта конкурсы, выставки, методические фестивали, педагогические чтения, мастер-классы.  Но как показала практика, наиболее востребованным и эффективным ресурсом распространения образовательной практики является областной педагогический клуб дошкольных работников «Проблемы. Поиски. Находки». Областной клуб был создан в 1988 году и имеет 33-летнюю историю. За период с 1988 года по 2021 год было проведено 37 заседаний клуба, в работе которых приняло участие более 5400 педагогических работников системы дошкольного образования. Заседания клуба длятся два дня, 1−2 июня, и посвящены Дню защиты детей.

Основная цель деятельности педагогического клуба «Проблемы. Поиски. Находки» — распространение эффективного педагогического опыта в массовую педагогическую практику региона.

Задачи клуба

  • пропаганда достижений педагогической практики;
  • распространение регионального опыта работы;
  • повышение профессиональной и личностной культуры педагогических работников;
  • поддержка педагогических инициатив;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности;
  • развитие интереса к педагогической деятельности, творческого отношения к работе.

Организация работы областного педагогического клуба носит системный характер и включает подготовительный, предварительный, практический и завершающий этапы.  Подготовка одного заседания занимает около девяти месяцев. На подготовительном этапе определяется проблемное поле заседания, изучаются интересы и запросы педагогических работников, выявляется эффективный педагогический опыт. Как правило, это происходит в процессе повышения квалификации педагогических работников учреждений дошкольного образования, а также на постоянно действующем семинаре методистов УМК, курирующих вопросы дошкольного образования в процессе определения тематики заседания.

На предварительном этапе в отделы образования, высылается информационное письмо с темой заседания клуба и направлениями эффективного педагогического опыта, определяются регионы, которые будут представлять опыт работы, а также предполагаемые выставки, конкурсы и другие мероприятия, которые требуют предварительной подготовки.  Далее организуется работа с учреждениями и педагогическими работниками по содержательному компоненту, непосредственная работа с материалами выступлений из опыта работы регионов, формируются секции, готовятся выставки, мастер-классы, конкурсы, составляется план работы клуба.

Практический этап — это непосредственно заседание клуба. Заседание включает проведение пленарного заседания, презентацию эффективного опыта работы педагогов, учреждений, региона значимого для развития региональной системы дошкольного образования и практическую часть. В разные годы работы клуба в практическую часть входили следующие мероприятия:

  • встреча молодых специалистов с ветеранами педагогического труда;
  • конкурс молодых педагогов со стажем работы до 5 лет;
  • мастер-класс воспитателей высшей квалификационной категории, которые представляли свои авторские находки, эффективные методы и приёмы работы с детьми;
  • мастер-класс «Игра и игрушка своими руками» с презентацией игры и игровых пособий, сделанных своими руками;
  • мастер-класс финалистов областного этапа республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь»;
  • выставка-презентация дидактической, развивающей игрушки (игры) «Растём, играем, развиваемся»;
  • выставка областного конкурса детского рисунка «Дети выбирают счастливое детство»;
  • презентации работы творческих групп заместителей заведующего по основной деятельности;
  • творческий отчёт педагогического театра миниатюр (дети, педагоги, родители) «Витражи» ГУО «Ясли-сад №35 г. Витебска» по итогам областного творческого проекта «Внедрение модели развития музыкально-творческих способностей детей посредством театральной деятельности» и многое другое;
  • сайт клуба с методическими разработками участников клуба и др.

Второй день работы клуба носит выездной характер. Секции работают на базах учреждений дошкольного образования Железнодорожного, Октябрьского и Первомайского районов г. Витебска. Каждый район готовит выставку методических материалов в соответствии с темой заседания клуба, презентуют эффективные формы работы с детьми и семьёй, работу с педагогическими кадрами и многое другое.

На завершающем этапе осуществляется подведение итогов работы педагогического клуба, экспертной группой вырабатываются решения и рекомендации по внедрению представленного эффективного опыта в практику работы учреждений дошкольного образования Витебской области, ведётся работа по оформлению материалов клуба.

В разные годы встречи участников клуба «Проблемы. Поиски. Находки» были посвящены разным проблемам:

  • комплексный подход к формированию игровой культуры дошкольников (2012 г.);
  • проектная деятельность как условие устойчивого развития системы дошкольного образования (2013 г.);
  • разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка в условиях реализации содержания учебной программы дошкольного образования (2015 г.);
  • актуальные направления развития системы дошкольного образования региона (2016 г.);
  • профессиональное мастерство педагогов как необходимое условие обеспечения качества дошкольного образования (2018 г.);
  • «Не забывай мелодыю роднай мовы» (2019 г.);
  • эффективные формы методической работы в дошкольном образовании (2020 г.);
  • областные творческие проекты как средство трансляции эффективного педагогического опыта учреждений дошкольного образования (2021 г.).

Работа педагогического клуба дошкольных работников «Проблемы. Поиски. Находки» способствует развитию у педагогов мотивации на творческую деятельность по формированию эффективного педагогического опыта. Стратегия управления данным процессом направлена на создание условий для становления и профессиональной активности педагогических работников и позволяет быстро распространить эффективный опыт в педагогическую практику. Накопленный опыт работы Витебского региона может быть использован в практике работы дошкольных учреждений республики и других заинтересованных.