Экстренная методическая помощь

В данном разделе будут приведены ответы на часто задаваемые вопросы, которые получают методисты института. 

На основании какого нормативного документа учителю-логопеду организовывать коррекционные занятия в условиях вспомогательной школы? Необходимо ли организовать пункт коррекционно-педагогической помощи либо кабинет логопедической работы?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №94 «Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь», главе 5 «Особенности организации образовательного процесса во вспомогательной школе (школе-интернате)», пункте 43 отмечается: «Во вспомогательной школе учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом). Для оказания логопедической помощи учащиеся объединяются в группы».

В соответствии с типовыми штатами и нормативами численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования и типовыми штатами и нормативами численности работников специальных общеобразовательных школ-интернатов и вспомогательных школ-интернатов (Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22) во вспомогательных школах (школах-интернатах) для оказания логопедической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью вводится 1 штатная единица учителя-дефектолога.

На логопедические занятия в первую очередь зачисляются дети, у которых в рекомендациях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации указано «Занятия по развитию речи».

Организация пункта коррекционно-педагогической помощи на базе вспомогательной школы (школы-интерната) является невозможным, так как он является структурным подразделением учреждений дошкольного и общего среднего образования и открывается для лиц, осваивающих содержание дошкольного или общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131).

Понятия «кабинет логопедической работы» нет в Кодексе об образовании Республики Беларусь.

Отсюда следует, деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) вспомогательной школы (школы-интерната) основывается на тарификации учреждения специального образования, согласно которой осуществляется зачисление необходимого количества лиц с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения речи, и составление расписания коррекционных занятий с ними с учетом специфических санитарно-эпидемиологических требований к их продолжительности (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).

Подскажите, пожалуйста, где можно узнать результаты конкурса «IДЭЯ», который проходил в 2021 году?

 

Отвечает Сулим Наталья Владимировна, методист Центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества

Результаты конкурса представлены на сайте института на странице конкурса (Главная — Деятельность — Организационно-методическая деятельность — Конкурсы. Олимпиады. Выставки — Конкурсы — Конкурс «ІДЭЯ» (Інтэлектуальны Дасведчаны Эфектыўны Я-педагог).

Если документы об участии (победе) в конкурсе получены на имя образовательной организации, как педагогическому работнику подтвердить персональное участие?

 

Для подтверждения персонального участия педагогического работника требуется приложить приказ руководителя образовательной организации о составе участников рабочей группы по подготовке к указанному мероприятию, за которое получена награда.

Каким образом составить календарно-тематическое планирование по учебным предметам, если отсутствуют учебные программы 2 отделения для организации обучения на дому в 5-9 классах по предметам «Человек и мир», «Предметно-практическая деятельность», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание»?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Отдельных учебных программ для обучения на дому не разрабатывалось и их разработка не планируется.

Опираясь на данные уровня актуального развития ребенка с ОПФР, учитывая возможности его психофизического развития, можно ориентироваться на программы второго отделения вспомогательной школы «Человек и мир VII-IX классы» (Минск, НИО, 2006 г.), «Предметно-практическая деятельность I−IV классы» (Минск, НИО, 2017 г.), «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание I−IV классы» (Минск, НИО, 2010 г.), которые можно найти на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://asabliva.by.

Кто должен реализовывать образовательную область «Адаптивная физическая культура» в дошкольных группах ЦКРОиР при отсутствии в штатном расписании учреждения образования специалиста — инструктора по физическому воспитанию?

Отвечает Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь 24.11.2017 № 144, типовые штаты государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предусматривают введение инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.

В Главе 5, пункте 30 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233) содержится следующая информация:

«Учебные занятия по образовательной области «Адаптивная физкультура» проводятся руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель».

Меню раздела: