Экзаменуемому при себе иметь:
- паспорт;
- материалы, подтверждающие результативность опыта педагогической деятельности (при наличии).
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней.
Первый день квалификационного экзамена проходит в форме компьютерного тестирования, которое состоит из двух частей (инвариантной и вариативной). Вопросы инвариантной и вариативной частей находятся в программах квалификационного экзамена.
Инвариантная часть направлена на определение общепрофессиональной педагогической компетентности.
Инвариантная часть состоит из 10 заданий, на выполнение которых отводится 30 минут. Максимальная оценка — 10 баллов, минимальный проходной балл — 5 баллов.
Вариативная часть содержит задания на знание теории и содержания преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности.
На выполнение вариативной части отводится 50 минут. Количество заданий определяется спецификой предмета (направления деятельности). Максимальная оценка — 22 балла, минимальный проходной балл — 11 баллов.
Максимальная итоговая оценка за опыт педагогической деятельности — 16 баллов. В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В противном случае, педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал(а)».
Второй день квалификационного экзамена направлен на защиту опыта педагогической деятельности и состоит из двух частей:
- разработка плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта педагогической деятельности;
- собеседование (защита опыта на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия, направления педагогической деятельности).
На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа, и аттестуемому предоставляется возможность выбора задания с учетом темы (раздела) и (или) возраста детей. Педагогическому работнику выдается экзаменационный лист со штампом института, в котором он делает записи и ставит свою подпись. Экзаменуемый имеет право пользоваться основными нормативными правовыми документами по преподаваемому предмету, направлению деятельности (программой, планированием, концепцией, положением и т.д.), учебниками, материалами, подтверждающими результативность педагогической деятельности и, при необходимости, с согласия председателя квалификационной комиссии, опытом педагогической деятельности, представленным на экзамен.
Во время собеседования претендент на высшую квалификационную категорию защищает опыт на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) педагогической деятельности. Оценка выставляется членами комиссии в соответствии с критериями и показателями (от 0 до 16 баллов). Итоговая оценка — среднеарифметическое значение выставленных баллов.
Для успешной сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории педагогическому работнику необходимо набрать не менее 48 (сорока восьми) баллов (75% от максимальных 64 баллов).