Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 №46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 №101».

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования осуществляется государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» и государственным учреждением дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

В институте осуществляют свою деятельность 9 квалификационных комиссий для проведения экзаменов при прохождении аттестации педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, преподавателей учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, реализующих программы общего среднего образования:

1) гуманитарное направление педагогической деятельности (белорусский язык и литература, русский язык и литература, английский, французский, немецкий языки);

2) естественно-математическое направление педагогической деятельности (информатика, математика, физика и астрономия);

3) естественно-математическое направление педагогической деятельности (биология, химия);

4) естественно-математическое и социально-гуманитарное направления педагогической деятельности (география, история,  обществоведение);

5) художественно-эстетическое и трудовое направления педагогической деятельности (искусство, музыка, трудовое обучение, черчение);

6) направление педагогической деятельности «Педагогика детства» (дошкольное образование);

7) направление педагогической деятельности «Педагогика детства» (I ступень общего среднего образования);

8) направление педагогической деятельности «Воспитательная,  социально-педагогическая и психологическая работа»;

9) направление педагогической деятельности «Специальное образование».

 

Претенденту для участия в квалификационном экзамене необходимо предоставить в институт следующие документы:

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится по мере формирования групп (10−12 человек).

Приглашение на квалификационный экзамен, которое является основанием для командирования педагога,  осуществляется по персональному письму-приглашению, направленному на электронный адрес учреждения образования, отдела (управления) по образованию. 

Для подтверждения участия в экзамене претенденту необходимо зарегистрироваться на сайте государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» и прикрепить электронный вариант опыта педагогической деятельности.

Требования к электронному варианту опыта педагогической деятельности: идентичность бумажному варианту опыта педагогической деятельности; формат предоставляемых файлов .doc, .docx; название файла — с использованием кириллического алфавита указывается ФИО автора опыта и предмет / направление педагогической деятельности и не превышается суммарная длина имени файла 218 знаков (например, ПетроваИВ_педагогика детства_1 ступень.docx).

Целью экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

Задачи квалификационного экзамена:

  • стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников;
  • развитие их творческой инициативы;
  • овладение передовым опытом;
  • включение педагогов в исследовательскую деятельность; 
  • определение уровня профессионального мастерства педагогических работников, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней.

Первый день квалификационного экзамена проходит в форме компьютерного тестирования, которое состоит из двух частей (инвариантной и вариативной). Вопросы инвариантной и вариативной частей находятся в программах квалификационного экзамена.

Инвариантная часть состоит из 10 заданий, на выполнение которых отводится 30 минут. Максимальная оценка — 10 баллов, минимальный проходной балл — 5 баллов. 

Вариативная часть содержит задания на знание теории и содержания преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности.

На выполнение вариативной части отводится 50 минут. Количество заданий определяется спецификой предмета (направления деятельности). Максимальная оценка — 22 балла, минимальный проходной балл — 11 баллов.

Максимальная итоговая оценка за опыт педагогической деятельности — 16 баллов. В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В противном случае, педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал(а)».

Второй день квалификационного экзамена направлен на защиту опыта педагогической деятельности и состоит из двух частей:

  • разработка плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта педагогической деятельности;
  • собеседование (защита опыта на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия, направления педагогической деятельности).

На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа и аттестуемому предоставляется возможность выбора задания с учетом темы (раздела) и (или) возраста детей. Педагогическому работнику выдается экзаменационный лист со штампом института, в котором он делает записи и ставит свою подпись. Экзаменуемый имеет право пользоваться основными нормативными правовыми документами по преподаваемому предмету, направлению деятельности (программой, планированием, концепцией, положением и т.д.), учебниками, материалами, подтверждающими результативность педагогической деятельности и, при необходимости, с согласия председателя квалификационной комиссии, опытом педагогической деятельности, представленным на экзамен.

Во время собеседования претендент на высшую квалификационную категорию защищает опыт на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) педагогической деятельности. Оценка выставляется членами комиссии в соответствии с критериями и показателями (от 0 до 16 баллов). Итоговая оценка — среднеарифметическое значение выставленных баллов.

Для успешной сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории педагогическому работнику необходимо набрать не менее 48 (сорока восьми) баллов (75% от максимальных 64 баллов).

По результатам квалификационного экзамена педагогическому работнику выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приёму квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, которая предоставляется в аттестационную комиссию учреждения образования.


Витебский областной институт развития образования приглашает на квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. Направление деятельности — специалист (учитель-дефектолог, учитель, воспитатель) учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, учитель-дефектолог пунктов коррекционно-педагогической помощи, учитель вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов).
 
По вопросам обращаться по тел. +375298166116 (Зязюлькин Павел Васильевич, методист центра руководящих кадров, специалистов образования и инновационной деятельности)