Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), в редакции Постановлений Министерства образования Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101» от 11.05.2017 №46, от 08.05.2018 №37.

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования осуществляется государственным учреждением образования «Академия последипломного образования».

Для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в Витебском областном институте развития образования до 1 декабря текущего года создаются квалификационные комиссии по направлениям педагогической деятельности.

Подтверждение квалификационной категории (обязательная аттестация) инициируется нанимателем с согласия педагогического совета учреждения образования.

В Витебском областном институте развития образования осуществляют свою деятельность 9 квалификационных комиссий при прохождении аттестации педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, преподавателей учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, реализующих программы общего среднего образования:

  • общественно-гуманитарное направление педагогической деятельности (белорусский язык и литература, русский язык и литература, английский, французский, немецкий языки);
  • естественно-математическое направление педагогической деятельности (информатика, математика, физика и астрономия);
  • естественно-математическое направление педагогической деятельности (биология, химия);
  • естественно-математическое и общественно-гуманитарное направления педагогической деятельности (география, история,  обществоведение);
  • художественно-эстетическое и трудовое направления педагогической деятельности (искусство, музыка, трудовое обучение, черчение);
  • направление педагогической деятельности «Педагогика детства» (дошкольное образование);
  • направление педагогической деятельности «Педагогика детства» (I ступень общего среднего образования);
  • направление педагогической деятельности «Воспитательная работа»;
  • направление педагогической деятельности «Психология и социально-педагогическая работа».

На период полномочий квалификационных комиссий по направлениям педагогической деятельности решением ректора создается апелляционная комиссия. В состав апелляционной комиссии не включаются члены квалификационных комиссий.

Аттестуемому для участия в квалификационном экзамене необходимо представить в центр руководящих кадров, специалистов образования и инновационной деятельности следующие документы:

  • направление на сдачу квалификационного экзамена в установленной форме;
  • опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном вариантах.

Электронный вариант опыта после представления бумажного в течение 3-х календарных дней пересылается в формате Word на электронный адрес kvalexamen@gmail.com, размещенный на сайте института в разделе «Квалификационный экзамен». В названии прикрепленного файла указывается фамилия, имя, отчество и предмет (направление педагогической деятельности) по следующему образцу: Петрова Мария Ивановна – физика.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории проводится по мере формирования групп в составе 10−12 человек. Приглашение на экзамен осуществляется посредством информирования претендента не позднее чем за неделю до начала экзамена по номеру мобильного телефона, указанному им на титульном листе опыта педагогической деятельности. В случае подтверждения участия в квалификационном экзамене аттестумый включается в состав группы.

Издается приказ о проведении квалификационного экзамена, ректором утверждается количественный и персональный состав квалификационной комиссии, определяется ее секретарь. Информация о проведении экзамена и списочном составе группы размещается на сайте института.  

Целью экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

Задачи квалификационного экзамена:

  • определение уровня профессионального мастерства педагогических работников и  соответствия научно-теоретической и методической подготовки требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории;
  • стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;
  • совершенствование педагогического опыта.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней, на подтверждение — в один день (защита опыта педагогической деятельности).

Первый день квалификационного экзамена проходит в форме компьютерного тестирования, которое состоит из двух частей (инвариантной и вариативной). Вопросы инвариантной и вариативной частей находятся в программах квалификационного экзамена.

Инвариантная часть направлена на определение общепрофессиональной педагогической компетентности. Задания инвариантной части формируются из следующих разделов:

  • нормативные правовые акты;
  • педагогика;
  • воспитание;
  • дополнительное образование детей и молодежи;
  • психология общая;
  • психология возрастная;
  • специальное образование;
  • информационные технологии в образовании.

Инвариантная часть состоит из 10 заданий, на выполнение которых отводится 30 минут. Максимальная оценка — 10 баллов, минимальный проходной балл — 5 баллов.  

Вариативная часть содержит задания на знание теории и содержания преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности:

  • основные положения концепции, программы преподаваемого предмета;
  • планирование, нормы оценивания по предмету;
  • санитарные нормы и правила;
  • практические задания  по предмету, направлению педагогической деятельности (задания повышенной сложности из школьного курса, олимпиадные задания, задания из централизованного тестирования и т.д.).

На выполнение вариативной части отводится 50 минут. Количество заданий определяется спецификой предмета (направления деятельности). Максимальная оценка — 22 балла, минимальный проходной балл — 11 баллов.

Представленный опыт профессиональной деятельности аттестуемых оценивается членами квалификационной комиссии до начала экзамена после издания приказа о его проведении по следующим критериям:

  • согласованность целей, задач, результата с  проблемой;
  • сущность опыта;
  • результативность опыта;
  • методический уровень описания.

Минимальная оценка за каждый критерий — 1 балл, максимальная — 4 балла. Максимальная итоговая оценка за опыт педагогической деятельности — 16 баллов.

В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В противном случае, педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал(а)». Второй день квалификационного экзамена направлен на защиту опыта педагогической деятельности и состоит из двух частей:

  • разработка плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта профессиональной деятельности;
  • собеседование (защита опыта на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) учебного занятия, направления педагогической деятельности).

На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа и аттестуемому предоставляется возможность выбора задания с учетом темы (раздела) и (или) возраста детей. Претендентам выдаются экзаменационные листы со штампом института, в которых они делают записи и ставят свою подпись. Экзаменуемый имеет право пользоваться основными нормативными правовыми документами по преподаваемому предмету, направлению деятельности (программой, планированием,  концепцией, положением и т.д.) и учебниками.

Во время собеседования претендент на высшую квалификационную категорию защищает опыт на основе разработанного плана-конспекта (фрагмента) педагогической деятельности. Оценка выставляется членами комиссии в соответствии с критериями и показателями (от 0 до 16 баллов). По итогам экзамена выставляется оценка «сдал(а)», «не сдал(а)».

Для успешной сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории педагогическому работнику необходимо набрать не менее 48 (сорока восьми) баллов (75% от максимальных 64 баллов), на подтверждение — не менее 24 (двадцати четырех) баллов (75% от максимальных 32 баллов).

Экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приёму квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, получение которой фиксируется в ведомости установленного образца.

При несогласии педагогического работника с результатами квалификационного экзамена он имеет право обратиться в апелляционную комиссию в день сдачи экзамена. Апелляция рассматривается комиссией в день обращения аттестуемого. Решение апелляционной комиссии объявляется педагогическому работнику в письменной форме не позднее 5 дней со дня обращения.

О причинах, по которым педагог не сможет принять участие в квалификационном экзамене, следует сообщать заранее (за неделю до предполагаемой сдачи квалификационного экзамена) по тел. 8(0212) 66-08-64.

С программой квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (подтверждение высшей квалификационной категории) можно ознакомиться на сайте ГУО «Академия последипломного образования».


Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 101 «Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)» (в ред. от 08.05.2018 №37)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. №69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 №954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (в ред. от 30.12.2019 №938)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 №36 (ред. от 07.07.2020 №185) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. №4 (ред. от 17.10.2019 №193) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях»

Методическое обеспечение процесса аттестации педагогических работников

Содержательно-методические аспекты описания опыта педагогической деятельности: по материалам квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории

Психолого-педагогическое сопровождение педагога в процессе аттестации: методические рекомендации

Психолого-педагогическое сопровождение педагога в период аттестации

Изучение и обобщение опыта собственной педагогической деятельности участника конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь»: авторский опыт педагогов-участников республиканского этапа конкурса «Учитель года Республики Беларусь – 2014»

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (материалы ГУО «Академия последипломного образования»)


Информация об учреждениях образования Республики Беларусь, которым предоставлено право проводить квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, подтверждение высшей квалификационной категории

 

ГУО «Академия последипломного образования» http://www.academy.edu.by/

http://www.academy.edu.by/component/content/article/508-2012-11-05-12-57-15.html 

Проводятся квалификационные экзамены на присвоение высшей квалификационной категории для педагогических работников учреждений дошкольного образования (кроме руководителей физического воспитания), общего среднего образования (кроме учителей, реализующих учебные программы по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение»), учреждений специального образования,  учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»http://bspu.by/pedklassy// Страница «Квалификационный экзамен».

Организуются квалификационные экзамены на присвоение высшей квалификационной категории для следующих категорий педагогических работников: концертмейстеры; учителя (преподаватели) музыки; учителя (преподаватели) ритмики и хореографии; учителя (преподаватели) театральных дисциплин; учителя (преподаватели) по классу вокала и хора.

УО «Белорусский государственный университет физической культуры» http://www.sportedu.by/ Страница «Квалификационный экзамен» http://ippkbgufk.edu.by/main.aspx?guid=12411.

Организуются квалификационные экзамены на присвоение высшей квалификационной категории, подтверждение высшей квалификационной категории для следующих категорий педагогических работников: руководители физического воспитания учреждений дошкольного образования; учителя учреждений общего среднего образования, реализующие учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»; педагоги учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого, спортивно-технического, физкультурно-спортивного профилей.


Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист». Смотреть