RSS Feed

История и традиции

История создания Государственного учреждения дополнительного образования взрослых
«Витебский областной институт развития образования»

Смотреть фильм об институте

 Время рождает новые потребности, потребности вызывают к жизни новое содержание и формы работы с педагогическими кадрами. Такой формулой может быть описан более чем семидесятилетний путь жизнедеятельности Витебского областного института усовершенствования учителей, который 01.02.1997 года реорганизован в областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, с 01.07.2008 г. – переименован в государственное учреждение образования «Витебский областной институт развития образования», а с 2013 года получил название Государственное учреждение дополнительного образования взрослых "Витебский областной институт развития образования".

 1944 год… Послевоенная разруха. На западе еще гремят залпы Великой Отечественной. А здесь, в г.Витебске, в небольшом здании на Сенной площади уже открыт областной институт усовершенствования учителей (ИУУ). Школам нужны хорошо подготовленные учителя, и институт во главе с директором В.И. Большовой и ее заместителем М.И. Леоненок делает свои первые шаги: организует курсы, оказывает методическую помощь школам.

  Из воспоминаний М.И. Леоненок:
 "…В то время мы мало выезжали в районы. Не было транспорта, да и одеты мы были плохо. Посещали уроки в городе, а также в тех сельских школах, куда можно было добраться пешком. Методист  А.И. Соколова имела валенки, большой платок и поэтому ездила в Лиозненский и Суражский районы…" Курсовая подготовка в начале была эпизодичной: не хватало квалифицированных преподавательских кадров. Только начинало создаваться научно-методическое обеспечение – учебные планы и программы курсов, разработка лекционных и практических занятий. Год 1947-й. Вводится новая система повышения квалификации: очно-заочные курсы для всех учителей "с достаточной педагогической квалификацией" и стажем до 15 лет…

 В 50-60 годах в условиях достаточно жесткой авторитарной системы, рождались методический поиск и творчество. Руководители ИУУ Е.Э. Печура (50-е г.г.), А.И. Кунцевич (60-70-е г.г.) прекрасно понимали, что учителям, воспитателям нужны конкретная методическая помощь, поддержка, распространение опыта. Тем более что "оттепель" 60-х годов принесла соответствующую новизну: был обобщен и интенсивно пропагандировался по всей стране опыт липецких учителей-новаторов по коренной организационной и методической перестройке урока.

 С учетом новых тенденций в системе образования на работу в ИУУ принимали опытных учителей, руководителей школ, которые знали потребности педагогов, были энтузиастами, стремящимися донести до коллег новые знания, лучший опыт профессиональной деятельности. Главными критериями подбора институтских кадров были беззаветная преданность делу народного образования, готовность, невзирая на трудности, работать на благо школы, учителя.

 М.И.Леоненок могла пройти 7 километров пешком, чтобы вовремя провести семинар в сельской школе. Такими же энтузиастами были М.П. Ильинец и В.П. Эглит (заведующая и методист кабинета руководящих кадров), Е.Г. Михайловский (заведующий кабинетом математики) и многие другие сотрудники института.
 Бригада методистов во главе с Е.Э. Печурой выезжала в школы на несколько дней. Технология работы в школах ориентировалась на основополагающую установку: учитель должен чувствовать, что методист – его друг, советник, помощник и, соответственно, не бояться проводить урок в его присутствии.
 Методисты вместе с учителями кропотливо готовили уроки, внеклассные мероприятия. И, наконец, проводили семинар для педагогов методического "куста" (таков был образ методических объединений с центром в данной опорной школе). "Дойти до каждого учителя!" – таков был девиз сотрудников института в тот непростой для школы период 70-х, когда не хватало учебников и методических пособий.

 В помощь школам и районным городским, педагогическим кабинетам сотрудники ИУУ создавали каталоги аудиовизуальных пособий, обобщали передовой опыт. Начиная с 50-х годов, материалы передового педагогического опыта, обобщенного Витебским ИУУ, поощрялись наградами ВДНХ СССР (в том числе - золотыми, серебряными и бронзовыми медалями). Аннотированные указатели литературы, примерные планы организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные дидактические материалы и пособия – все это получали школы области от своего ИУУ.

 Важную роль в становлении и развитии института в 70-е – 80-е г.г. сыграли его связи с крупнейшими научно-методическими центрами страны. Республиканский НИИ педагогики (ныне - Национальный институт образования Республики Беларусь), Витебский государственный педагогический институт (сейчас – университет), НИИ образования взрослых (ныне – Санкт-Петербургский Институт образования взрослых РАО), Республиканский ИУУ (сегодня – Академия последипломного образования Республики Беларусь) и многие другие учреждения, исследующие проблемы повышения квалификации педагогических кадров, способствовали профессиональному росту методистов ИУУ, апробации новых научно-методических подходов в курсовой подготовке и других сферах деятельности института. Кабинет повышения квалификации организаторов образования во главе с А.Е. Мелиховым сосредоточил в те годы внимание на проблеме обновления управления школой. Система управленческого анализа и контроля, диагностика и программирование, педагогический анализ в школе, а позднее – актуальные вопросы демократизации управления – это те конструктивные направления, которые в дальнейшем (с середины 90-х годов) позволили институту взять курс на оказание помощи рай(гор) методкабинетам, учреждениям образования в их развитии и даже саморазвитии.

 Полный цикл курсовой диагностики, уровневый, вариативный подход к курсовому обучению и взаимосвязанной с ним методической работе и самообразованию педагогов, использование на уроках активных (в том числе и авторских) форм и методов повышения квалификации – такова линия на развитие образовательного процесса в ИУУ, которую в течение ряда лет разворачивали руководители подразделений и методисты института В.И. Кучинский, Д.Е. Перлин, В.В. Абрамов, Л.Г. Ивлевич, М.А. Лозовская, В.В. Косач, Л.Ф. Зубенко, Л.И. Титова, Е.В. Белова, В.Н. Платонова, Н.А. Цуканова, В.С. Симаков, В.М. Дриленок, Г.Д. Воднева и другие. Институт был инициатором проведения на курсах и семинарах деловых, организационно-деятельностных игр.

 В 80-х годах в структуре ИУУ появился "нетрадиционный" и единственный в республике кабинет астрономии. Заведующий этим кабинетом В.А. Голубев, развернул работу по созданию в школах области астрономических центров, организации конкурсов юных любителей астрономии. Плодами этой инициативы был выход учащихся области на уровень международных достижений.

 1986 год стал знаменательным для Витебского ИУУ: в соответствии с начатой в стране интенсивной работой по информатизации образования в этом году был создан кабинет информатики и электронно-вычислительной техники. Энтузиастом, автором ряда программ, методик, пособий стал В.Д. Малявко, который, в содружестве с кафедрой информатики Витебского государственного педагогического института, организовал поэтапную подготовку педагогов области к преподаванию основ информатики и реализации возможностей компьютерной техники в школе.

 Поколение руководителей и методистов 80-х годов: А.Г. Руденко, Т.В. Грищенко, В.Т. Моторная, Н.Г. Солодовникова, Л.С. Морозова, Л.В. Милевич, Л.Ю. Слепцова, З.П. Мисник, Т.Т. Романенко, Г.Ф. Коваленко, Р.К. Петруша, Г.В. Иванов – можно охарактеризовать как поколение профессионалов, которые, опираясь на достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, вносили свой вклад в создание целостной системы непрерывного повышения квалификации педагогов и специалистов школ, дошкольных и внешкольных учреждений образования. Заведующий кабинетом трудового обучения областного ИУУ В.В. Абрамов в течение ряда лет конструировал и успешно апробировал в учебном процессе гибкую, систему обучения, ядром которой является самодиагностика учителем своих потребностей в конкретном содержании, формах и методах повышения квалификации и свободный выбор педагогом уровня обучения на курсах.

 На научно-методическом счету института к середине 80-х годов были уже концепция и экспериментально апробированная модель непрерывного повышения квалификации педагогических кадров (аспект ее взаимосвязи с профессиональным самообразованием), уровневая система программ деятельности психолого-педагогических семинаров в школах и дошкольных учреждениях, комплексы материалов для диагностики и оценки эффективности непрерывного повышения квалификации, экспресс-анализа рождающегося педагогического опыта, разработки деловых игр на курсах и семинарах.
 Пожалуй, самым существенным в тот период было появление в области целого созвездия творческих педагогов. Теоретико-методическое обобщение сотрудниками ИУУ их опыта, его пропаганда на курсах, педагогических чтениях и конференциях, на встречах в областном клубе "Проблемы, поиски, находки", экспонирование на ВДНХ СССР позволили сделать опыт М.Н. Волкова (учителя математики СШ №37 г.Витебска), Е.М. Крылова (автора и руководителя астрономического комплекса в СШ №2 г.Новополоцка), М.С. Ионина – организатора школьного хозрасчетного производства (СШ №14 г.Витебска) и целого ряда других учителей главным ориентиром развития педагогического процесса в учреждениях образования.

 Безусловно, в значительной мере эти успехи в работе института обусловлены творческим взаимодействием с инициативными, высококвалифицированными руководителями и методистами райгорметодкабинетов: Л.А. Крутик, Л.В. Юровой, А.И. Ганущенко, Т.З. Голубевой, В.И. Селицкой, Е.И. Молчун, В.А. Зазимко и многими другими. Не случайно к концу 90-х годов лучшие методкабинеты области образно называли Малыми Академиями Методических Наук.
 1987 год отмечен победой института, возглавляемого Т.В. Грищенко, во Всесоюзном соревновании. В том же году на ВДНХ в г.Москве был высоко оценен комплекс научно-методических рекомендаций сотрудников Витебского ИУУ. Одновременно процесс перестройки, развернувшийся в стране, заставил руководство института и его коллектив серьезно задуматься о перспективах дальнейшей деятельности. Прежде всего, необходимы были усилия научного потенциала и интеграция усилий сотрудников в управлении развивающейся и обновляющейся системой повышения квалификации педагогов области. Соответственно, был намечен и реализован путь преобразований. Уже в 1987 году была создана кафедра общественных наук.

 В 90-е годы институт вступил с новой структурой и обновленным содержанием деятельности. Кафедра психологии, педагогики и частных методик, секторы естественно-математических и гуманитарных дисциплин, научно-методического обеспечения непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, воспитательной работы и ряд других создали условия для более высокого уровня работы с кадрами образования. Новые структурные компоненты ИУУ: кабинеты диагностики и прогнозирования, экспериментально – исследовательской работы, компьютерных технологий, экономической подготовки, редакционно-издательский отдел и т.д. – позволили с необходимым опережением вести подготовку кадров к инновационной деятельности, внедрению современных образовательных технологий, созданию учебных заведений нового типа, в целом выйти на уровень работы с кадрами, отвечающий потребностям суверенного государства – Республики Беларусь.

 Девяностые годы внесли в работу института и новые функции. Сохраняя основное направление работы – повышение квалификации учителей и специалистов образования, Витебский ИУУ, возглавляемый Грищенко Т.В., активно включился в работу по переподготовке кадров. Системе образования области необходимы были практические психологи. Острую потребность в этих специалистах испытывали школы, дошкольные учреждения, районные (городские) методические службы. Энтузиазм кандидата педагогических наук А.С. Метелицы, возглавившей в ИУУ работу подразделения по переподготовке данных специалистов, позволил успешно реализовать три выпуска дипломированных педагогов-психологов для учреждений образования. К процессу их обучения были привлечены ведущие психологи Беларуси, Украины, России, организована стажировка слушателей в ряде психологических центров Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Харькова, Донецка и других городов СНГ.

 Институт также организовал переподготовку учителей начальных классов, русского языка и литературы по специальности "Белорусский язык и литература" (организатор – Р.И. Дроздова). Это отвечало потребностям области и республики в расширении сети учреждений с белорусским языком обучения.
 Новые условия хозяйствования, интенсивное развитие социально-экономических отношений в обществе потребовали от ИУУ создания и развития системы непрерывной педагогической подготовки кадров. Договор, заключенный с Институтом профессионального самоопределения молодежи Российской Академии образования (г.Москва), позволил создать в 1993 году на базе Витебского ИУУ Межрегиональный центр экономической подготовки педагогических кадров, на целый ряд лет определивший широкий спектр исследований и практико-ориентированной работы. В лабораториях центра создавалась и претворялась в жизнь концепция непрерывной экономической подготовки педагогов и специалистов образования, разрабатывался и экспериментально проверялся учебно-методический комплекс для курсов и семинаров. Центр конструировал материалы и пособия для школ, организовал системную помощь учреждениям образования в организации опытно-экспериментальной работы. Усилиями сотрудников центра неоднократно проводились Международные научно-практические конференции.

 1997 год знаменателен для института рядом важных событий. Во-первых, как и другие бывшие институты усовершенствования учителей Беларуси, он был реорганизован в институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (ИПК и ПРР и СО). В свою очередь, это потребовало интенсификации подготовки научно-педагогических кадров, реализующих образовательный процесс в новых условиях, ориентированных на развитие инновационной, творческо-исследовательской работы в Витебской области. Благодаря целенаправленной работе Министерства образования республики и АПО группа специалистов (в их числе – сотрудники Витебского ИПК) зачислена в целевую аспирантуру Академии последипломного образования. В соответствии с изменениями структуры и штатного расписания институт пополнился молодыми сотрудниками, которые осваивают качественно новый для них уровень педагогического мастерства – уровень методиста-профессионала ИПК.

 На этапе профессионального становления они получают необходимую помощь и поддержку от опытных коллег, которые всегда готовы ответить на теоретические и практические вопросы, связанные с организацией работы по управлению школами и дошкольными учреждениями, по развитию районных и городских методических служб. Разработке нового содержания образования и технологий повышения квалификации педагогических кадров постоянное внимание уделяют доценты и преподаватели кафедр, методисты и начальники отделов: В.А. Янчук, Е.В. Гречихо, Н.А. Куксова, Г.Д. Воднева, Л.В. Зенькова, Л.И. Титова, Л.Ф. Зубенко, В.А. Гончарова.

 Для молодых сотрудников очень быстро становится ясен "скрытый механизм" энтузиазма опытных коллег. Система работы в ИПК такова, что рано или поздно, но ты обязательно найдешь то, свое, нужное школе, детям, учителям, что позднее будет связано с твоим именем.

 Переход в ранг ИПК был подготовлен всей системой предыдущей деятельности института. Его нынешние реальные возможности обусловлены тем, что в своей деятельности отделы и кафедры опираются на концепцию моделирования личности выпускника школы 2008 года, на опыт организации педагогического эксперимента по созданию инновационной школы:
 • школа социальной и экономической культуры личности – Кировская СШ Витебского района;
 • школа социального оптимизма – СШ №12 г.Новополоцка;
 • Лужеснянская гимназия-интернат для одаренных сельских школьников;
 • школа личностно ориентированного образования – СШ №8 г.Новополоцка.

 Под руководством института в мае 2000 г. завершается пятилетний цикл эксперимента в Глубокском и Полоцком районах области по эффективному использованию дифференцированного учебного плана школы. Создается необходимая научно-методическая база для конструирования региональных программ развития образования. Активная издательская деятельность, выпуск (начиная с 1995 года) информационного научно-методического бюллетеня "Собеседник. Сотрудник", оперативная подготовка семинаров, совещаний, практикумов с организаторами образования и сотрудниками методических служб, подключение электронных средств коммуникации позволяют эффективно развивать информационное обеспечение учреждений образования, учебно-методических кабинетов рай(гор)ОО.

 Широко внедряются современные формы работы с педагогами и специалистами, руководителями учреждений образования. Это конкурсы профессионального мастерства педагогических кадров, "Школа года" и "Детский сад года", выставки-практикумы "Учитель: авторство и творчество", панорамы педагогических инноваций и многое другое. Слушатели курсов, семинаров превращаются в подлинных субъектов процесса повышения квалификации, включаясь в педагогические матчи по актуальным проблемам реформирования школы и образования, тренинги креативности и личностного роста, практикумы по проектированию и моделированию, организационно-деятельностные и мыследеятельностные игры, проходя стажировку в дошкольных учреждениях и школах, рефлексивно оценивая групповую и индивидуальную деятельность по восхождению к профессионализму.

 Существенным в развитии ИПК как центра творчества и профессионального мастерства явилось его включение в работу по претворению в жизнь единой республиканской программы научно-исследовательской работы в соответствии с планом-картой, подготовленным Академией последипломного образования. План-карта предусматривает два основных, взаимосвязанных компонента деятельности:

  • управление развитием образования средствами системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • управление развитием самой системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования.

 2008 год ознаменован тем, что, в соответствии с решением Витебского облисполкома №337 от 24.04.2008г., институт переименован в государственное учреждение образования «Витебский областной институт развития образования». И с 01.07.2008 – новая точка отсчета в истории ИУУ.

 Новый день института – это системный подход к развитию образования в области средствами системы повышения квалификации. Он предусматривает, прежде всего, анализ тенденций развития образования, диагностику потребностей педагогических кадров в обновлении профессионального мышления, содержания и технологий обучения и воспитания, формирование на этой основе адекватного заказа институту от городов и районов области. Обеспечивая выполнение этого заказа, кафедры и отделы института продолжают целенаправленную работу по созданию научно-методического обеспечения курсов и семинаров, оказанию помощи школам в период их инновационного развития, перехода на типовые учебные планы и 11-летнее обучение.

  ИРО в условиях модернизации образования

 Изменение в 2008 году институтского статуса (прежний статус – ИПК) было продиктовано реалиями жизни и совпало с началом реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», с необходимостью внедрения новых информационных и педагогических технологий в повышении учительского профессионализма и расширения сферы своей деятельности.

 Традиционные направления деятельности института (методическое обеспечение общего и профессионального образования, анализ качества и эффективности областной системы образования, формирование образовательной политики на Витебщине и др.) дополнились новыми актуальными направлениями работы, которые еще предстояло презентовать потенциальным пользователям. Это – научные исследования, связанные с развитием образования в стране и области, повышение квалификации специалистов и высвобождаемых работников других отраслей, создание базы данных о перспективном педагогическом опыте, психолого-педагогические услуги юридическим и физическим лицам и т.д.

 В структуре ИРО появились новые формирования, в числе которых 3 центра, сектор.

 Центр развития регионального образования призван анализировать результативность учебно-воспитательного процесса в институте и в учреждениях образования, вырабатывать рекомендации по оптимизации учебного процесса, проводить аналитическую работу по эффективной реализации программы развития системы образования области; координировать, планировать и организовывать повышение квалификации всех закрепленных за ИРО категорий кадров образования в курсовой и межкурсовой периоды в соответствии с данными базы «Кадры», осуществлять сопровождение межрегионального исследования «Менеджмент воспитания» и т.д. В составе центра – три новых учебно-методических формирования: отдел информационно-аналитической работы, отдел планирования, организации и мониторинга повышения квалификации кадров (ПК), отдел экономики образования и международного сотрудничества.

 Центр дополнительного образования осуществляет координацию и организацию работы с педагогами по их подготовке к работе с одаренными и талантливыми детьми; оказывает помощь педагогам в их подготовке к конкурсам профессионального мастерства «Педагог-психолог года» и «Учитель года»; оказывает просветительско-образовательные консалтинговые услуги. В составе центра – 2 новых структурных подразделения: отдел сопровождения педагогических инициатив в работе с одаренными учащимися, сектор психолого-педагогического консалтинга.

 Центр поддержки и развития инновационной практики призван координировать и обеспечивать сопровождение образовательных инициатив и инноваций в системе образования, поддерживать информационно-технически и информационно-методически все направления работы института, организовывать издательскую деятельность института и т.д.

 Факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования осуществляет организацию учебного процесса в институте, обеспечивает научно-методическое сопровождение учебного процесса в институте и развитие регионального образования через содержание работы кафедр и отделов.

 Общий отдел отвечает за ведение организационно-управленческой документации и организовывает деятельность вверенной ему группы вспомогательного персонала.

 Хозяйственный отдел отвечает за обеспечение соответствующим нормативам санитарно-гигиенических и технических условий работы сотрудников института, обучение и проживание слушателей курсов в общежитии ИРО.

 Модернизация структуры института была призвана способствовать укреплению взаимосвязи управления, научной и методической деятельности в образовании. Именно это становится основной целью работы центров развития регионального образования, дополнительного образования, а также центра поддержки и развития инновационной практики.

 Образовательный процесс современной школы призван предоставить обучающимся множество культурных ценностей, которые могут быть усвоены ими как собственные ценности, адекватные их интересам. Исходя из этого, задача современного образования – помочь человеку обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ. Поэтому, специалисты факультета повышения квалификации, формируя учебные планы и программы, особое внимание уделяют методологическим, философским, социологическим, культурологическим, психолого-педагогическим проблемам; стремятся создать широкое поле творчества для слушателей курсов и семинаров, активно используя современные технологии обучения, создающие оптимальные условия для исследовательской и социальной практики.

 Развивать, сохраняя – такова специфика работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых "Витебский областной институт развития образования".