RSS Feed

Биология

Организация процесса обучения по учебному предмету «Биология»

в 2018/2019 учебном году

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации по учебному предмету «Биология» в 2018/2019 учебном году


УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Обучение учебному предмету «Биология» в VIXI классах в 2018/2019 учебном году осуществляется:

по обновленным учебным программам:

учебные программы для VIVII классов утверждены в 2017 году;

учебная программа для VIII класса утверждена в 2018 году(!)

по переходным учебным программам:

учебные программы для IXXI классов утверждены в 2017 году.

Скачать учебные программы и примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Биология» можно на сайте НИО по ссылке в разделе “Учебные программы” и “Календарно-тематическое планирование): http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1287-biologiya.html 

 
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
 
Дополнительный материал для выполнения практической части учебных программ можно скачать по ссылке на НИО http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1287-biologiya.html  в разделе “Дополнительный материал”: 

Дополнительные материалы по лабораторным и практическим работам, лабораторным и демонстрационным опытам. Биология. 10 класс (повышенный уровень)

Практические работы по учебному предмету «Биология» для XI класса учреждений общего среднего образования (повышенный уровень)


"Щегол - птица года 2018"

Материалы к факультативному занятию

(Чумовицкая  Оксана Александровна, учитель биологии ГУО «Боровухская средняя школа №15 г.Новополоцка»)

Птицей 2018 года в Беларуси объявлен черноголовый щегол.

Птица 2018 года "загнездится" на фасаде дома в городском поселке Корма на Гомельщине, так как в 2017 году щегол стал официальным символом-птицей Кормянского района

Длина тела около 12 см; вес 20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Клюв красновато-беловатого цвета с чёрным концом, у основания которого по обеим сторонам чёрные усики. Лапки желтовато-бурые. Самки внешне почти не отличаются от самцов, они также нарядны и красивы. Одним из отличий является ширина красной  полоски под основанием клюва. У самцов её ширина составляет 8–10 мм, у самок – 4–6 мм.

Распространен в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Западной Сибири. Населяет вырубки, сады и лиственные рощи, чередующиеся с открытыми местами. С ранней весны в кочующих стайках наступает оживление. В апреле щеглы разбиваются на пары и, в зависимости от места обитания, выискивают и облюбовывают гнездовые участки. В больших садах и рощах можно наблюдать, как щеглы, перелетая с места на место, издают характерные громкие звуки. Песня — звонкие трели (свыше 20 вариантов). Поедают насекомых, семена трав (конский щавель, репейник, чертополох и др.). За летний период щеглы собираются в небольшие стайки. Осенью эти стайки постепенно передвигаются к югу, но многие из них остаются зимовать. На следующий год с наступлением тёплых весенних дней щеглы возвращаются.

В конце мая щеглы искусно строят гнёзда в основном в кронах деревьев из мелких тоненьких корешков растений, мха и лишайника, которые скрепляют паутиной. Внутри гнездо устилают пухом, шерстью и мелкими перьями. Гнездо имеет форму полушарообразной чашечки. Самка откладывает 4—5 голубовато-зеленовато-белых яиц (скорлупа на тупом конце яйца имеет красные пятнышки) и насиживает их 12—14 суток. Появившиеся на свет птенцы находятся в гнезде 10—15 дней и выкармливаются различными мелкими личинками насекомых и тлей. Покидая гнездо, первое время они не отлетают далеко от него. Родители продолжают их подкармливать ещё в течение 6—10 дней.

Весёлая, подвижная, ловкая в движении птица. В условиях вольерного и клеточного содержания скоро осваиваются и быстро привыкают. Даже в неволе любят много петь. При хорошем содержании, правильном уходе и кормлении поют круглый год и живут до 15-20 лет.

Презентация в формате pptx

Видео  (.mp4)


 

В помощь педагогу: готовимся к сдаче экзамена на высшую квалификационную категорию учителя

Консультационную помощь по организационным вопросам при подготовке к сдаче экзамена на высшую категорию оказывает Зязюлькин Павел Васильевич, методист отдела руководящих кадров и инновационного образования, р.т. 8 0212 660864, каб. 308.

Консультационную помощь по описанию опыта собственной педагогической деятельности  при подготовке к сдаче экзамена на высшую категорию оказывает заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик Гелясина Елена Владимировна, к.п.н., доцент, р.т. 8 0212 670763, каб. 301.

 


Организация процесса обучения по учебному предмету «Биология» в 2017/2018 учебном году

В помощь учителю (с сайта НИО)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИИ № 1 «НАЗЕМНАЯ (ИЛИ ВОДНАЯ) ЭКОСИСТЕМА» В 7 КЛАССЕ (Борщевская Е.В., научный сотрудник лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования) http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2017-2018-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1287-biologiya.html , материалы находятся в разделе «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»

 


 

Количество контрольных работ по учебному предмету «Биология» в 2017/2018 учебном году

Рекомендации по организации методической работы с учителями биологии в 2017/2018 (Штангей И.В.)

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» 

Концепция учебного предмета «Биология» (2009 г.) (Приказ МО РБ от 29.05.2009 № 675)

Образовательный стандарт учебного предмета «Биология» (6–11 классы) (Постановление МО РБ от 29.05.2009 № 32)

МЕТАДЫЧНЫЯ  РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыіякія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыіутв. 06  июня  2016 г

 

Оценка результатов учебной деятельности

 

 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету  «Биология»

Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету "Биология"

Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету "Биология" в 2016/2017 учебном году (IX класс)

Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету "Биология" в 2015/2016 учебном году (VII класс)

 

Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету «Биология» в 2014/2015 учебном году (VI класс)

 

Рекомендации по результатам мониторинга уровня обученности учащихся по учебному предмету «Биология» в 2014/2013 учебном году (VIII, X классы)

Организация безопасного поведения при изучении биологии

 

Правила по охране труда для кабинетов (лабораторий) физики, химии, биологии общеобразовательных учреждений, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Министерства образования РБ. – (приказ Министра образования РБ №47 от 05.02.1998 г.)

 

 

 

 

Допрофильная подготовка и профильное обучение

Изучение сложных тем по учебному предмету «Биология» в 10 классе

 

Профессия "БИОЛОГ" (профессионально важные характеристики биолога, основные должности и квалификации в Республике Беларусь, родственные профессии, основные должностные обязанности биолога, требования к знаниям биолога, где учиться на биолога в Республике Беларусь)- http://startcareer.by/biologist.html

 

Профориентация на уроках биологии (http://festival.1september.ru/articles/633024/ )

 

Урок «Биология в мире современных профессий» (в помощь учителю биологии) http://geo-proffesiy.sch139.minsk.edu.by/main.aspx?guid=13351

 

Загадочный мир природы и профессии, связанные с биологией (материалы для классного часа) http://legkopolezno.ru/rabota/karera/professii-svyazannye-s-biologiej/

 

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии (обощение педагогического опыта Жуковой Надежды Николаевны, учителя биологии МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажского района Вологодской области)- http://textarchive.ru/c-1242344.html


 

 

Реализация профильного обучения по учебному предмету "Биология" в 2015/2016 году

Реализация профильного обучения по учебному предмету "Биология"

Качества учителя, определяющие его готовность к работе в профильных классах

Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ

Рекомендации  по организации методической работы по учебному предмету «Биология» в 2015/2016 учебном году

 

Изучение учебного предмета "Биология" в 2015/2016 учебном году (материалы НИО)

 

Актуальные вопросы по ведению нормативной документации по учебному предмету «Биология» в 2015/2016 учебном году

  


О проведении тематического семинара  для учителей биологии «Нормативное правовое, научно-методическое и организационное обеспечение профильного обучения по учебному предмету «Биология»