Витебский областной клуб педагогов-психологов

Витебский областной клуб педагогов-психологов — 2022

На этапе модернизации системы образования возникает необходимость поиска наиболее оптимальных форм организации методической деятельности в системе непрерывного образования педагогов-психологов, так как, с одной стороны, расширяется ответственность и самостоятельность современного педагога-психолога, изменяются и усложняются его функции, а с другой — повышаются требования к его профессиональной компетентности.

В современном учреждении образования востребованы педагоги-психологи, способные критически и творчески мыслить, эффективно применять на практике достижения психолого-педагогической науки и педагогического опыта.

В методической работе с педагогами-психологами насчитывается большое количество различных видов методических формирований, которые способствуют удовлетворению естественного стремления педагогов к саморазвитию, самосовершенствованию, самораскрытию своей личностной педагогической позиции, позволяют сопоставить её с другими позициями, откорректировать свою индивидуальную «философию образования». Позитивным в деятельности методических формирований является активное творческое взаимодействие специалистов, среда общения.

Проблема распространения психолого-педагогического опыта работы учреждений образования является актуальной в Витебской области. Эффективными формами распространения педагогического опыта являются конкурсы, выставки, методические фестивали, педагогические чтения, мастер-классы. Как показала практика, наиболее востребованным ресурсом распространения образовательной практики является областной клуб педагогов-психологов.

Справочно:

Областной клуб педагогов-психологов «Диалог», учредителем которого являлся Витебский областной институт развития образования, был создан в 2008 году и просуществовал 10 лет — до 2018 года. Он являлся неформальным добровольным объединением педагогов, одной из форм их повышения квалификации.

В разные годы на открытых заседаниях клуба обсуждались следующие вопросы:

- психологическая помощь детям в кризисной ситуации;

- социально-психологическое сопровождение развития личности обучающихся в учреждениях образования;

- развитие психологической культуры субъектов образования;

- профилактика и преодоление девиантного поведения детей и подростков;

- сохранение и укрепление социально-психологического здоровья субъектов образования;

- психологические основы гендерной социализации личности;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства;

- кризис и кризисные ситуации в жизнедеятельности субъектов образования: методы психолого-педагогической помощи;

- психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.

Участникам заседания клуба в разные годы предлагались мастер–классы «Развитие ролевой структуры семьи, её влияние на социализацию детей», «Равновесие семейной системы», «Гостиная как форма интерактивного обучения в профессиональном объединении приёмных родителей», «Оказание психолого-педагогической помощи педагогу в преодолении профессиональных кризисов методами арт-терапии и поведенческой терапии», «Техники психологической помощи подросткам в кризисных  ситуациях».

Интересными и полезными были практикумы, направленные на изучение и использование эффективных приёмов, формы и методы работы педагога-психолога: «Использование сказкотерапии в практике психологического сопровождения учащихся в период адаптации к школе», «Формирование у старшеклассников навыков целеполагания, построения жизненных перспектив. Большая психологическая игра «Властелин судьбы»», «Формирование у подростков ценностей семейной жизни, ответственного отношения к созданию семьи. Ролевая игра «Я и моя семья»», «Консультационно-релаксационный пункт «Трудный понедельник» как форма развития психологической культуры учащихся».

Таким образом, деятельность областного Клуба педагогов-психологов является актуальной и значимой на современном этапе, так как:

определяет основные приоритеты и актуальные направления деятельности педагогов-психологов области;

осуществляет информационное и научно-методическое обеспечение деятельности;

выявляет, обобщает и распространяет перспективный опыт;

разрабатывает предложения по улучшению деятельности педагогов-психологов области;

создаёт условия для обеспечения культурного, профессионального и творческого роста педагогов-психологов.

Клуб планирует организовать свою деятельность на основе Положения, которое определяет его концептуальные основания, организацию и проведение, состав участников. Руководить работой Клуба и определять его основные направления деятельности будет Совет Клуба — коллегиальный выборный орган.

Состав Совета Клуба предполагает обновление, но неизменным останется его ядро — опытные специалисты, профессионалы с активной жизненной позицией.

Организация работы областного психолого-педагогического Клуба будет носить системный характер и включать подготовительный, предварительный, практический и завершающий этапы. Подготовка одного заседания занимает около девяти месяцев.

На подготовительном этапе определяется проблемное поле заседания, изучаются интересы и запросы педагогов-психологов, выявляется эффективный педагогический опыт.

На предварительном этапе в управления (отделы) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, администрации районов г.Витебска, отдел по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Витебска высылается информационное письмо с темой заседания Клуба и направлениями эффективного педагогического опыта, определяются регионы, которые будут представлять опыт работы, а также предполагаемые выставки, конкурсы и другие мероприятия, которые требуют предварительной подготовки. Далее организуется работа с учреждениями и педагогами-психологами по содержательному компоненту, непосредственная работа с материалами выступлений из опыта работы регионов, формируются секции, готовятся выставки, мастер-классы, конкурсы, составляется план работы Клуба.

Практический этап — это непосредственно заседание Клуба, которое планируется проводить в течение двух дней. Заседание включает проведение пленарного заседания, презентацию эффективного опыта работы педагогов-психологов, учреждений, региона (первый день) и практическую часть (второй день).

Возможны следующие варианты практической части:

  • мастер-классы педагогов-психологов, которые представят авторские находки, эффективные формы и приёмы работы с участниками образовательного процесса;
  • презентация работы творческих «кустовых» (зональных) групп педагогов-психологов;
  • встреча молодых специалистов с наставниками, имеющими эффективный практический опыт работы;
  • конкурс молодых педагогов-психологов со стажем работы до 5 лет;
  • творческий отчёт психолого-педагогического театра-форума и др.

Второй день работы областного Клуба педагогов-психологов предполагает выездной характер. Секции планируется проводить на базах учреждений образования. Районы готовят выставку методических материалов в соответствии с темой заседания Клуба, презентуют эффективные формы работы с участниками образовательного процесса.

На завершающем этапе планируется подведение итогов работы психолого-педагогического Клуба, Советом вырабатываются решения и рекомендации по внедрению представленного эффективного опыта в практику работы учреждений образования Витебской области, оформляются материалов Клуба.

Таким образом, Клуб станет эффективной формой методической работы с педагогами-психологами, будет способствовать развитию мотивации специалистов на творческую деятельность социально-педагогических и психологических служб учреждений образования Витебской области.


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОМ КЛУБЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет нормативные и правовые содержательно-деятельностные основы деятельности клуба педагогов-психологов в сфере образования (далее – Клуб) при управлении воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» (далее − Витебский областной институт развития образования).

1.2. Учредителем Клуба является Витебский областной институт развития образования.

1.3. В своей деятельности Клуб руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, другими законодательными актами и настоящим Положением.

1.4. Психолого-педагогический Клуб является добровольным неформальным объединением творчески работающих педагогов-психологов учреждений системы образования Витебской области.

1.5. Клуб действует на базе Витебского областного института развития образования, взаимодействует и сотрудничает в соответствии с законодательством Республики Беларусь с главным управлением                по образованию Витебского областного исполнительного комитета, управлениями (отделами) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, администрациями районов г.Витебска, отделом по образованию, спорта и туризма администрацией Железнодорожного района г.Витебска, с учреждениями общего среднего, высшего образования,  дополнительного образования взрослых и имеет опорные учреждения образования для совершенствования психолого-педагогических компетенций в сфере образования.

1.6. Руководит работой Клуба и определяет основные направления его деятельности коллегиальный выборный орган – Совет Клуба. В состав Совета Клуба входят сотрудники института развития образования, педагоги-психологи, специалисты учреждений образования и здравоохранения Витебской области.

1.7. Общая организационная работа по деятельности Клуба осуществляется управлением воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы, кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования».

1.8. Срок действия настоящего Положения не ограничен.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Цель деятельности Клуба:

повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования на основе достижений науки и перспективного опыта посредством межличностной коммуникации.

2.2. Основными задачами Клуба являются:

оказание научно-методической, информационной и организационной поддержки педагогам-психологам;

повышение профессионального уровня педагогов-психологов и личностное развитие их творческих инициатив;

обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов-психологов на основе использования активных форм и методов обучения;

обобщение и пропаганда внедрения в практику работы достижений психологической науки, перспективного положительного регионального опыта работы;

выявление и распространение перспективного опыта работы педагогов-психологов, поддержка их педагогических творческих инициатив;

формирование индивидуального стиля творческой деятельности;

защита профессиональных интересов и прав педагогов-психологов.

 

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Содержание деятельности Клуба определяется на основе изучения профессиональных интересов, личных потребностей членов Клуба, перспективами развития социально - педагогической и психологической службы учреждений образования, поставленными целями и задачами.

3.2. Основное содержание деятельности Клуба обусловлено содержательными характеристиками избранных на год тем и включает, как правило, следующие направления:

определение основных приоритетов и актуальных направлений деятельности педагогов-психологов учреждений образования;

изучение опыта работы педагогов-психологов и педагогических коллективов по проблематике заседания педагогического клуба;

организация информационного и научно-методического обеспечения деятельности педагога-психолога системы образования;

выявление, обобщение и распространение перспективного опыта деятельности педагогов-психологов и его внедрение в практику работы учреждений образования;

содействие в организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности педагогов-психологов в учреждениях образования;

разработка предложений по улучшению деятельности педагогов-психологов учреждений образования;

обеспечение культурного, профессионального и творческого роста педагогов-психологов;

защита профессиональных интересов и прав педагогов-психологов и др.

 

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ КЛУБОМ

4.1. Управление Клубом осуществляет его Совет, в состав которого входит не менее 7 человек. Организационная работа ведётся через координаторов Витебского областного института развития образования (методистов управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы), которые также могут избираться в состав Совета.

4.2. Совет избирается членами Клуба на первом заседании. Время его полномочий – три года. На время между общими собраниями состав совета может быть изменён, дополнен решением Совета Клуба.

4.3. Избрание в Совет осуществляется открытым голосование по большинству голосов; для исключения из Совета необходимо не менее двух третей голосов от числа его членов.

4.4. Совет Клуба избирает своего председателя на первом заседании со сроком полномочий – 3 года. Он может быть досрочно отозван на основании решения совета Клуба, принятого не менее, чем двумя третями голосов его членов.

4.5. Проблематика работы Клуба обсуждается и одобряется на заседаниях Совета Клуба, которые проводятся не реже одного раза в квартал.

4.6. Совет Клуба имеет право:

осуществлять контроль за результативностью проводимых в Клубе мероприятий;

собираться в период между заседаниями Клуба для решения организационных вопросов;

анализировать уровень профессионального роста членов Клуба.

4.7. Совет Клуба обязан:

защищать интересы членов Клуба;

вести пропаганду опыта творческой психолого-педагогической работы в сфере образования, перспективного опыта в Витебском регионе;

организовывать и координировать деятельность Клуба для достижения поставленной цели;

планировать работу Клуба на год и перспективу, разрабатывать тематику и содержание заседаний Клуба;

вести организационно-управленческую деятельность в период между заседаниями;

нести ответственность за ненадлежащее исполнение настоящего Положения членами Клуба.

4.8. Совет Клуба принимает Положение о Клубе и вносит изменения        в его содержание. Утверждается Положение на общем собрании членов Клуба.

4.9. Совет принимает в члены Клуба, а также исключает из его членов.

4.10. Совет определяет основные направления работы Клуба на основании Положения и с учётом годового плана Витебского областного института развития образования.

4.11. Совет создаёт в регионах временные «кустовые» (зональные) творческие группы, которые возглавляют члены Клуба, организуя их работу по одному или нескольким направлениям между общими заседаниями Клуба.

4.12. В работе Клуба могут принимать участие методисты управлений (отделов) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов г.Витебска, отдела по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Витебска, педагоги-психологи учреждений образования.

4.13. Общие заседания членов Клуба проводятся ежегодно. На них заслушиваются отчёты о деятельности Совета Клуба. Заседание считается состоявшимся при наличии на нём не менее 50% членов Клуба (плюс дополнительно – один голос для председателя). Работу между заседаниями координирует управление воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы.

4.14. Открытые заседания клуба проводятся в соответствии с годовыми планами работы управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы с периодичностью не реже 1 раза в год.

 

ГЛАВА 5. ЧЛЕНСТВО В КЛУБЕ. НОРМЫ И ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5.1. Клуб строит свою работу на принципах:

гуманистического и демократического взаимодействия;

учёта интересов и потребностей субъектов образования в психолого-педагогической помощи и поддержке;

равноправия членов и ценности мнения каждого;

интеграции и взаимодополняемости различных субъектов образовательного процесса.

5.2. Членами Клуба на добровольной основе могут стать любые творчески работающие педагоги-психологи и специалисты учреждений образования, интересующиеся проблемами психологического сопровождения образовательного процесса, разделяющий ценности Клуба и активно участвующий в его работе.

5.3. Присвоение статуса члена Клуба осуществляется Советом Клуба на основании личного заявления и наличия (при голосовании) большинства голосов членов Совета Клуба, участвующих в его заседании. Решение Совета Клуба по данному вопросу считается правомочным, если в заседании принимает участие не менее двух третей членов Совета Клуба. Допускается виртуальное голосование при помощи электронной почты, социальных сетей, мессенджеров и др.

5.4. Клуб имеет постоянных членов, в то же время его состав может периодически обновляться.

5.5. Члены Клуба имеют право:

участвовать в обсуждении нормативной правовой документации Клуба и организационных вопросов его деятельности;

участвовать в семинарах, творческих мастерских, мастер-классах, конференциях, презентациях, в работе творческих лабораторий, в выездных мероприятиях и творческих встречах и т.д.;

вносить предложения, высказывать и отстаивать своё мнение по содержанию деятельности, вносить предложения по совершенствованию работы Клуба;

избирать и быть избранным в орган управления Клубом;

получать информацию о деятельности Совета Клуба;

обращаться к руководству Клуба за помощью в защите своих интересов и человеческого достоинства;

входить в состав других клубов и объединений.

5.6. Члены Клуба обязаны:

участвовать в работе Клуба на заседаниях и в период между заседаниями в работе временных творческих групп;

соблюдать нормы педагогической этики;

постоянно совершенствовать и повышать свой научно-методический уровень и мастерство;

быть проводниками и подвижниками идей Клуба в своих районах (городах), распространять и пропагандировать приобретаемые в Клубе теоретические знания и практический опыт для повышения качества психолого-педагогической деятельности в сфере образования;

исполнять решения, принятые Советом Клуба;

информировать Совет Клуба об актуальных педагогических ситуациях, значимых мероприятиях, инновационных идеях;

повышать престиж и социальную значимость профессии педагога-психолога в сфере образования.

5.7. Членство в Клубе прекращается по собственному желанию либо посредством исключения из него. Исключение из Клуба производится на основании личного заявления или решения Совета Клуба, которое считается действительным, если за него проголосовало не менее трёх четвертей всех членов Совета Клуба. Допускается виртуальное голосование членов Совета Клуба при помощи электронной почты, социальных сетей, мессенджеров и др.

ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕДИТЕЛЯ И СОВЕТА КЛУБА

6.1. Учредитель Клуба – Витебский областной институт развития образования, Совет Клуба и управление воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы несут ответственность за качественную и своевременную реализацию своих принятых планов и программ, осуществляют контроль за выполняемыми мероприятиями. Анализ деятельности Клуба представляется в конце календарного года начальнику управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы и размещается на сайте Витебского областного института развития образовани


 

Состав Совета областного Клуба педагогов-психологов

 

№ п/п

ФИО

Место работы

Должность

1

Сотникова

Елена

Игоревна

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Доцент кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования

2

Литвинова

Ирина

Александровна

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Методист высшей квалификационной категории управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы

3

Крутовцова

Наталья

Анатольевна

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Методист высшей квалификационной категории управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы

4

Виноградова

Светлана

Александровна

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова»

Старший преподаватель кафедры психологии

5

Данилова

Жанна

Леонидовна

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова»

Старший преподаватель кафедры психологии

6

Радкевич

Ольга

Викторовна

Государственное учреждение образования «Витебский областной социально-педагогический центр»

Заведующий основным отделом комплексной реабилитацией

7

Кирпиченко

Андрей

Александрович

Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, доктор медицинских наук

8

Данилова

Елена

Леонидовна

Учреждение здравоохранения «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Заведующий детско-подростковым психиатрическим отделением

9

Дунец

Маргарита

Евгеньевна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г.Витебска»

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

10

Прудникова

Ирина

Ивановна

Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г.Витебска имени Ж.И.Алфёрова»

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

11

Павловская

Майя

Степановна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Сенно имени З.И. Азгура»

Педагог-психолог первой квалификационной категории